26.03.2008 | Кино
СТАРШИЙ БРАТРаботающий в Голливуде англичанин Ридли Скотт, хотя и снимает кино дорогостоящее, безусловно относится к художникам.
Работающий в Голливуде англичанин Ридли Скотт (старший брат режиссера Тони Скотта), хотя и снимает кино дорогостоящее, безусловно относится к художникам. На неудачах типа «Ганнибала» – продолжения «Молчания ягнят» – акцентироваться не станем, они есть у всех. Самое, однако, любопытное, что его фильмы не похожи один на другой по темам и жанрам. При этом многие из них дали начало целым кинонаправлениям или послужили их пиком.
«Чужой» (1979)
Фильм, создавший самого знаменитого космического монстра («Хищник» – все-таки №2) и самую знаменитую женщину-бойца, лейтенанта Рипли, оказался одним из лучших триллеров в истории и – с художественной точки зрения – произведением безусловно авангардным. Четыре главных фильма про Чужих сделаны большими режиссерами, но все следующие – Кэмерон, Финчер, Жене – ориентировались на Скотта.
«Бегущий по лезвию бритвы» (1982)
Первый в киноистории образец киберпанка. Все дальнейшие экранизаторы сочинений Филипа К. Дика (по которому снят и «Бегущий»), Уильяма Гибсона, всевозможных «Нирван» и «Джонни-мнемоников» – даже такие мастера как Дэвид Кроненберг – использовали стиль, внедренный на экран Ридли Скоттом. Без «Бегущего» не было бы ни «Матрицы», ни даже вроде бы отличающегося по стилю и темам «Пятого элемента».
«Тельма и Луиза» (1991)
Самые непримиримо-яростные феминистские ленты снимают не женщины, а мужчины: см. «Доказательство смерти» Тарантино и «Ангела» Озона. Но главный феминистский фильм сделал опять-таки Ридли Скотт. Финал, когда огромное стадо трусов-полицейских наставляет ружья на двух вольных женщин, и те, не желая сдаваться, направляют свой автомобиль в пропасть, – высшее кинопроявление антимужского шовинизма.
«1492: Завоевание рая» (1992)
Неидеальный фильм про открытие Америки с Колумбом-Депардье замечателен, однако, режиссерской рисковостью. В начале 1990-х, когда компьютер еще не стал первейшим помощником кинематографиста, мало кто решался создавать исторические эпосы с грандиозной массовкой в костюмах, да еще такие, часть действия которых происходит на воде, что в кино всегда является дополнительной статьей расходов.
«Солдат Джейн» (1997)
Недооцененный, а ведь уникальный по концепции фильм, снятый вроде бы всерьез, но доводящий до абсурда любимые феминистские идеи Скотта – в данном случае о женском равноправии. Героиня Деми Мур отстаивает свое право стать солдатом спецназа в жестоких, как в реальном бою, рубках один на один с наставником, которого сыграл малоизвестный тогда Вигго Мортенсен. Как он ее ногами по ребрам долбал!
«Гладиатор» (2000)
Переоцененный (в том числе «Оскаром»), на мой взгляд, фильм, положивший тем не менее начало новой моде на псевдоисторические колоссы про Грецию и Рим, каких не снимали после коммерческого краха «Клеопатры». Можно сказать, что со времен «Гладиатора» новых мод в голливудском и вообще коммерческом кино не возникло. Разве что мода на фэнтези, ну так Скотт снял свое фэнтези «Легенда» еще в 1985-м.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.