24.03.2008 | Еда / Путешествия
Запеченный свиной рулетПрямая улица в старом городе
— А дальше вот что: "Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел".
Виктор разворачивает меня за плечи к стене и тычет пальцем в табличку, укрепленную высоко над головами прохожих, с надписями на трех языках:
— Это тут.
Сначала по-арабски что-то непонятное, потом по-английски — Midhat Pasha Street, а ниже по-французски — rue Droite. Ну да, Прямая улица — так с тех пор и называется, ничуть кривее за последние две тысячи лет не стала.
Люди в Дамаске давно живут. Давно обустроили здесь себе город как удобно, и с тех пор незачем особенно было его перетряхивать, перекраивать. Та же Прямая улица — античный декуманус, традиционная центральная ось римской городской планировки. А великая мечеть Омейядов — третья, как говорят, в мировой иерархии исламских святынь после Мекки и Медины — стоит на фундаменте, сложившемся — именно не сложенном, а сложившемся, как складываются, наплывая друг на друга и друг в друга прорастая, геологические слои — из остатков византийской базилики во имя Иоанна Крестителя, построенной на руинах римского храма Юпитера Дамасского, водруженного на остатки арамейского святилища, навеки сокрывшего следы доисторического капища, отметившего собою, говорят, точное место, где Каин когда-то поднял руку на бедного доверчивого своего брата.
— А ковры вот эти, которые по всему полу, знаете, отчего так пружинят? — без всякого перехода от несчастного Авеля продолжал свою бесконечную лекцию Виктор, выводя меня из полумрака гигантского молельного зала.— Оттого что тут ковров этих слой — чуть не метр. Новые сверху кладут, старые в глубине спрессовываются, истлевают в пыль. Получается такой слоеный пирог — сам себя поддерживает в одной и той же толщине. Тысячу лет. Понимаете?
Понимаю, а как же. Все слоями — везде и у всех, если вдуматься. Вопрос только, много ли слоев успевает накопиться, куда нижние деваются и хороши ли эти последние, что на виду. А так все слоями, чего уж там.
Виктор не был профессиональным экскурсоводом, но за 12 лет, что просидел корреспондентом большой газеты тут, в дамасском корпункте, научился водить гостей по городу мастерски. Я ему достался по профессиональному, так сказать, признаку — нас и было-то два журналиста на всю делегацию, сплошь составленную из матерых "торговцев смертью".
Министр внешэкономсвязей приехал старые советские долги за поставки военной техники из сирийцев выбивать. Хотя какие уж старые — 1992 год, только-только времена и перевернулись. Ну и за спиной у него — для демонстрации единства позиции — по представителю от каждой знаменитой оружейной фирмы: дескать, договоритесь с министром, а дальше валяйте — торгуйтесь. Что угодно для души — хоть "МиГи" вам, хоть "Сухие" в ассортименте, хоть системы залпового огня, хоть бронетехника новая, хоть зенитные комплексы. Выбирайте, только платите сразу. Эпоха была жесткая. Деньги были нелегкие, но их гуляло немало.
— Пойдемте, коллега, свининки, что ль, съедим по куску, а? — Виктор все-таки умел эффектно и вовремя перескакивать с темы на тему. Мы стояли под входной аркой гигантского базара пряностей аль-Бзурия. Я инстинктивно оглянулся, не слышит ли кто.
— Да не бойтесь вы, отличная свинина. Эта вот Прямая улица тем концом в христианский квартал впадает, называется Баб-Тума — Восточные ворота. Там один умелец лавочку держит — конина и свинина во всех видах и состояниях. Могут с собой завернуть, могут на месте отрезать. Христиане местные в нем души не чают, а арабы ему витрину бьют раза два в год минимум. Но ничего, держится. Между прочим, из наших.
Мы пошли по Прямой улице. Виктор бубнил, не меняя тона, как музейный экскурсовод:
— Прилетел тут один лет семь назад — еле-еле за тридцатник перевалил, а уж майор. Вундеркинд, говорят, на всех типах штурмовиков миговских мог летать. Очень хотел евреев бомбить. Чего-то не любил сильно евреев, да. Ну и слетал с сирийцами инструктором раза три. Потом что-то вроде показательного шоу было — для Асада, так он при заходе на посадку зацепил антенну на крыше хибары какой-то. Машина стала разваливаться. Катапультировался. Плохо вылетел из кабины, головой вроде приложился обо что-то. Приземлился живой, но слепой уже — глаза целы, моргают, а не видит даже яркого света. Сказали, в Союз везти нельзя, непонятно, как полет перенесет, вибрации, то-се. Положили тут в католический госпиталь. И ходила за ним одна монашка. Так месяца через три, когда зрение вернулось, он из госпиталя свалил, а сестричку из обители увел. Женился на ней. Асад сказал: у него орден боевой сирийский, мы его вам не выдадим. Действительно, не выдал. Наши побесились немного и плюнули — пусть живет. Тут вот они с монашкой придумали за свинину взяться. А что, идея отличная.
Мы протиснулись в крохотную лавчонку, разгороженную пополам широким оцинкованным прилавком. По ту сторону его стоял здоровенный дядька, похожий на Луспекаева из "Белого солнца пустыни".
С усами и седой, в заляпанных белых полотняных штанах и такой же рубахе без воротника. И сверху просторный голубой фартук. Как он при таких габаритах в кабину штурмовика влезал, не поймешь.
Свинина и правда оказалась шикарная. Луспекаев нам отвалил по паре здоровенных ломтей запеченного рулета, и мы съели их тут же за столиками, с больших картонных тарелок, запивая сирийским пивом.
Тут все в общем понятно. Надо снять с ребер толстый кусок свиной корейки, срезать жир почти начисто и острым ножом спиралеобразно прорезать мясо параллельно волокнам таким образом, чтобы можно было потом развернуть в прямоугольный пласт двухсантиметровой толщины. Этот пласт щедро посолить, посыпать свежемолотым острым чили, толченым кардамоном, мелко накрошенным лавровым листом. Равномерно рассыпать по всей поверхности пяток зубчиков чеснока, нарезанных тонкими монетками. Смазать оливковым маслом, прикрыть пленкой и дать так часок полежать в холодке.
Тем временем смешать вместе по горсточке чищеных грецких орехов, крупного белого изюма, чернослива без косточек, еще каких-нибудь жестких сухофруктов вроде сушеных груш — или вот бывают теперь у нас тоже на рынках такие маленькие засахаренные цельные мандаринчики. Все изрезать мелкими кубиками, с ноготь мизинца, и запарить неполным стаканом кипятка. Когда жидкость впитается, добавить пару ложек жидкого меда, столько же оливкового масла и тщательно перемешать.
Теперь равномерно разложить эту пасту по всей поверхности мяса и свернуть его в плотный рулет, подпихивая с боков все, что вывалится. Туго-натуго перевязать в нескольких местах хлопчатобумажным шпагатом.
Снаружи густо попудрить неострой паприкой для праздничности цвета, смазать опять-таки маслом и уложить рулет в заранее сильно разогретую духовку. Сначала минут двадцать подержать так, потом укрыть фольгой, жар убавить градусов до 120 и оставить до тех пор, пока сок из прокола не будет течь прозрачный. Напоследок опять убрать фольгу и зарумянить до красивой корочки под сильным грилем, отлакировав смесью меда и лимонного сока.
Вот. Ничего особенного, как видите.
Когда мы попрощались, расплатились и вышли снова в толпу, я не удержался и спросил:
— Савлом вашего мясника зовут, наверное?
— Почему Савлом? — скосился на меня Виктор.— Павел он. Пал Николаич.
Ну да, Павел. С улицы так называемой Прямой. Слоями все. А как же.
Запеченный свиной рулет, как в Дамаске
Постная свиная корейка 2 кг
Смесь изюма, чернослива и других сухофруктов 500 г
Горсть чищеных грецких орехов
Чеснок 1/2 головки
Мед 1/2 стакана
Оливковое масло 1/2 стакана
Лимон 1 шт.
Соль, сухой острый чили, кардамон, лавровый лист, паприка
Если ритуалы Нового года отторгают десерты как вид, то про Рождество ничего подобного сказать нельзя. В России, строго говоря, нет вообще никаких устоявшихся рождественских традиций, поэтому Рождество остается праздником восхитительно свободным. И мы предлагаем в Рождество компенсировать нехватку сладкого в новогоднюю ночь и приготовить праздничный стол исключительно из десертов.
Наша докторша была классической идише маме, она знала толк и в детском питании, и в детских капризах. И была непреклонна: «Не может ребенок нормально развиваться и быть здоровым без молочных продуктов!».