18.02.2008 | Кино
Независимое кино по-британскиПервая половина Берлинале разочаровала. Но и сидящим на диете порой перепадает торт
То, что тортом способен стать фильм британского киносоциалиста Майка Ли, в свое время победившего в Каннах с «Тайнами и ложью», ожидали многие. Но никто не предвидел сюрприза от дебютантки Мадонны. Когда журналисты, за добрых минут сорок столпившиеся у дверей, ринулись, сбивая друг друга с ног, в наконец-то открывшиеся двери, понимая, что мест не хватит, кто-то выкрикнул: «Куда вы, фак, ломитесь? Это же вообще не фильм!» Фильм, однако. С уточнением, что мое мнение разделяют не все. Но потому, полагаю, что предвзято относятся к Мадонне либо стыдятся показаться гламурными и признаться, что ее режиссура достойна похвалы.
Чудо с Изабеллой Авторски учудила и Изабелла Росселлини, показав короткометражку «Зеленое порно» – первую из серии о любви насекомых. Изабелла, обряженная мухострекозой, вступает в связь с мохнатым чудищем непонятного родовида.
Сначала про Майка Ли, название фильма которого Happy-Go-Lucky переводится (помогает словарь) как «беззаботная, беспечная». Речь и впрямь о 30-летней хохотушке, у которой, несмотря на одиночество (но при обилии подруг и работы), кажется, нет никаких проблем. Постепенно понимаешь, что она истинный талисман для всех, с кем общается. Контакт с ней делает людей везучими.
Майк Ли — редкий режиссер, кто умеет снимать кино с человеческим лицом (вроде бы социально актуальное, но при этом не слишком социально акцентированное) без всякой назидательности и малейшего вранья. Лично я знаю двух женщин, которые очень похожи на главную героиню фильма. У которых, если копни, собственных забот и трагедий куда больше, чем у остальных. Но у которых словно бы табу на то, чтобы погружаться в собственную тоску. Доселе не знакомая актриса Салли Хокинс, безусловно, переиграла замечательную Тильду Суинтон в ее роли из упоминавшейся нами «Джулии», и будет свинством, если ее не наградят призом за главную женскую роль.
Фильм Мадонны имеет более моралистическое название Filth & Wisdom — «Низость и мудрость». Он тоже про людей. Про одиночество, про то, как трудно человеку человеком быть. В отличие от ленты Майка Ли, его можно упрекнуть в обилии штампов. В частности, сюжетных: все персонажи — из лондонской богемы, во всем стандартном спектре. Ослепший писатель-гений, отчаянно живущий прошлым (единственный знаменитый актер в фильме Ричард Грант). Девушка, мечтающая о королевском балете, но вынужденно работающая стриптизершей. Украинский эмигрант, который жаждет всемирной эстрадной славы, но зарабатывающий поркой садо-гомосексуалистов. Есть в фильме штампы и идеологические: у человека нет прямых путей. Путь только между светом и тенью, низостью и мудростью.
Плюетесь? Зря. В фильме столько экспрессии, энергии и юмора, что они искупают все. Лишний раз понимаешь, что Мадонна — представительница интеллектуальных слоев западного населения. Она много у кого из необычных режиссеров снималась — например, у Феррары. Она много чего смотрела — и называет в качестве учителей Годара и Пазолини. Она рожает детей от Гая Ритчи. Стоит ли при этом удивляться, что она сняла не голливудское, а истинно независимое кино? Причем не в американском, а британском варианте.
Отдельная хохма в том, что фильм фактически сделан для русских. Потому что главный герой, которого играет Евгений Гудзь, который даст сто очков вперед небезызвестному Борату, так уместно вставляет мат в английскую речь, что более смешного использования мата в кино я и не припоминаю. При этом все без перевода. В зале отчаянно хохочут человек пятнадцать — даже в темноте можно понять, где сидят наши. А уж пристрастие Мадонны к славянско-цыганско-еврейскому постпанку, который регулярно исполняет в фильме Гудзь со своей командой Gogol Bordello (это похоже на ансамбль Кустурицы, только музыкальнее, профессиональнее и ближе к року), для меня и вовсе странно.
Не стреляйте в Мадонну. Она снимает как умеет. А умеет неплохо.
Берлин
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.