Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

15.02.2008 | Архитектура

По двойному счету

Российских архитекторов обманули, проведя два конкурса параллельно

   

Недавно в Санкт-Петербурге завершился конкурс на разработку проекта Дворца конгрессов в Стрельне. Государственная резиденция в Санкт-Петербурге уже включает в себя помимо знаменитого Константиновского дворца и пятизвездочный отель, и рестораны, и коттеджи для вип-гостей, но до сих пор там не было полноценного зала. Новому имперскому объекту не хватало масштаба и современности.

Скандальность ситуации заключается в том, что проведено было два параллельных конкурса. Один, открытый, среди российских архитекторов, второй, закрытый и заказной, среди приглашенных западных звезд. В российском из двух десятков участников, среди которых были самые известные московские и питерские архитекторы, победили молодые москвичи Александр Купцов и Сергей Гикало. В западном приняли участие шесть очень именитых европейских авторов, в том числе Жан Нувель и Максимилиан Фуксас, но жюри присудило первую премию псевдоклассическому проекту Риккардо Бофилла. Этот архитектор был некогда одним из столпов постмодернистской архитектуры 80-х, но в последнее время о нем не было слышно.

Результаты обоих конкурсов были подведены и оглашены почти одновременно, причем российские участники о работе своих западных коллег даже не подозревали.

Открытый конкурс практически не освещался в прессе, а закрытый по понятным причинам не освещался вообще никак. Ведь если бы российская архитектурная общественность знала о существовании параллельного конкурса, никто бы не стал участвовать. А раз уж даже такие крупные архитекторы и чиновники как Александр Асадов или Михаил Хазанов прислали свои работы, значит все проходило в обстановке строгой секретности. Все западные проекты были неплохи, все- таки работали звезды, но нельзя сказать, чтобы какой-то из них потрясал воображение. Не все они ведут себя корректно по отношению к окружающей среде, но каждый архитектор предложил объяснения своих интерьерных и ландшафтных решений. Совсем никакой идеи нет только у Бофилла. Его здание - просто огромная стеклянная коробка с колоннами. Это то, как наше государство воспринимает современную архитектуру.

Гораздо интереснее победивший российский проект. О нем рассказывают сами авторы - Александр Купцов и Сергей Гикало.

«Задание конкурса было составлено на удивление толково, вот только срок почти нереальный - меньше 2 месяцев. При этом там не было ни слова, определявшего эстетику выигравшего западного проекта. Даже наоборот был упор на современную архитектуру, на ландшафт и синтез искусств.

Перед проектированием мы не выезжали на место, но нам дали виды с самолета, развертки с воды, планы, много графического материала. И когда мы приехали на вручение поняли, что по чувству места оказались не хуже питерских авторов, у которых информации было гораздо больше. История последних питерских конкурсов дала нам представление о том, как правильно отнестись к этому городу и что нужно сделать, если в этой жизни хоть что-то значит общественное мнение. Сразу решили, что соперничать с масштабом дворца и графикой французского парка не стоит. Поэтому все убрали под землю, под ландшафт. Новодельный Константиновский дворец и регулярный парк с экскурсиями строго по 15 человек определили гений места. Мы решили, что этот парк, куда никого не пускают, и дворец, и посольская деревня должна быть видны. И придумали насыпной холм на плоском как стол рельефе. Поднимаясь по спирали на холм человек будет со смотровых площадок видеть и дворец, и парк и Финский залив. Ядром комплекса является атриум, который освещается сверху через отверстие в холме, сверху окруженное ротондой из деревьев. Попадая в центр холма человек понимает, что он находится в самом сердце и через вестибюли выходит на расширяющееся пространство со стеклянной стеной и видом на воду. Мы спроектировали эллипсовидный пруд - гавань для лодок, которая соединена с морем каналом. Холм как одеялом укрывает регулярную геометрию самого комплекса. Выступающие по бокам элемента конструкции, например стены залов (на 2500 и 700 человек) облицованы местным пудожским камнем. Оказалось, что наша идея была самая экологичная, ландшафтная, именно по этому критерию и оценивали».

Несмотря на странность подобной ситуации, у конкурса был вполне приличный даже по европейским меркам призовой фонд. К тому же всем авторам было обещано разнообразное приложение их идей в перспективном питерском строительстве. А по какому проекту предполагается строить здание догадаться не трудно. Непонятно только зачем надо было создавать столь странную в конкурсной практике ситуацию.











Рекомендованные материалы



Топ года. Московская архитектура

Многие городские новости 2017 года были связаны не столько с архитектурой, сколько с политикой, общественным мнением, большими деньгами и другими аспектами, которые неизбежно усложняют обсуждение собственно архитектурных достоинств того или иного проекта. Но на фоне общего ажиотажа вокруг массовой застройки, были и более спокойные и позитивные архитектурные новости.


Московские окна

Для Москвы 2014 год был не слишком богат на реализованные постройки, тем не менее, мы отобрали 10 проектов, завершенных в этом году. В списке постройки самых разных типологий - жилые дома и офисы, гостиница и стадион, новое строительство и реконструкция, небоскребы и жилье экономкласса.