Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

15.02.2008 | Общество

50 событий эпохи Путина — 10

вероятность того, что «золотой век» мировой экономики на исходе, к сожалению, велика

Текст: Елена Висенс

Текст: Владимир Воков

Начало здесь


46.

Май 2007 года

Начало переговоров США с Польшей и Чехией о размещении на их территории системы ПРО США

13 декабря 2001 года президент Буш официально уведомил Россию о том, что США в одностороннем порядке выходят из договора по противоракетной обороне (ПРО) 1972 года. Конкретные очертания эта инициатива стала обретать в мае 2007 года, когда Америка приступила к формальным переговорам с Чехией и Польшей о размещении до 2012 года на их территории соответственно радара дальнего обнаружения и десяти ракет-перехватчиков.

Но если польские и чешские власти проявили готовность обсуждать этот вопрос, хотя и выдвинули Вашингтону ряд условий, то реакция России оказалась резко отрицательной. Несмотря на то, что США неоднократно заявляли, что новые ракеты в Европе не будут направлены в российскую сторону. «Эта система преследует цель защитить союзников по НАТО, и, если вы захотите участвовать, мы хотели бы, чтобы вы участвовали вместе с нами, – отметил Джордж Буш. – Мы будем полностью прозрачны в технологиях, которые мы развертываем. Мы хотим, чтобы вы проинспектировали наши базы, чтобы вы поговорили с нашими военными. Мы хотим быть широко открытыми, потому что эта система не направлена против России – она направлена против государства-изгоя, которое может получить ядерное оружие». Асимметричным ответом Москвы стало предложение о совместном использовании радара в Габале, Азербайджан.

Незадолго до этого Россия провела испытания новых ракетных комплексов, включая межконтинентальную баллистическую ракету Р-24, способную «преодолевать любые ПРО».

При этом Путин обвинил США в раскручивании гонки вооружений и даже в империализме. «Мир изменился, и была предпринята попытка сделать его однополярным, возникло желание у некоторых участников международного общения диктовать свою волю всем и вся, не сообразуя свои действия с нормами международного общения и права, – заявил российский президент. – На наш взгляд, это не что иное, как диктат и империализм, надо сказать прямо и назвать вещи своими именами». Европейским партнерам тоже были даны сигналы: Путин предупредил о возможном перенацеливании на континент российских ракет в случае появления на нем американского ядерного оружия. Кроме того, Москва заявила о введении моратория на выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе с 12 декабря 2007 года47


47.

12 июля 2006 года

Начало наземной операции Израиля против Ливана

Формальным поводом для начала очередной ближневосточной войны стал ракетно-минометный обстрел боевиками группировки «Хезболла» с территории Ливана одного из пограничных районов на севере Израиля. Вскоре за этим последовала вылазка боевиков и нападение на израильский военный патруль, в результате чего восемь солдат Армии обороны Израиля были убиты, а еще двое – Эхуд Гольдвассер и Эльдад Регев – захвачены в плен. Условием их выдачи «Хезболла» поставила освобождение из израильских тюрем нескольких тысяч палестинских заключенных. По другой версии, таким образом Израиль попытались отвлечь от военной операции в секторе Газа против ХАМАС.

Ответ Тель-Авива оказался ассимметричным. Премьер-министр Эхуд Ольмерт обвинил «Хезболлу» в фактическом развязывании войны, после чего израильские ВВС нанесли удары по мостам, дорогам, аэропортам на ливанской территории, за которыми 22 июля началась и сухопутная операция.

Ожесточенное противостояние – массированные обстрелы и бомбардировки «инфраструктуры “Хезболлы”» (в реальности – фактическое уничтожение гражданской инфраструктуры Ливана, включая несколько районов Бейрута) с одной стороны и отчаянные партизанские вылазки и запуск тысяч ракет «Кассам» по северу Израиля с другой – продлилось 34 дня.

14 августа огонь был прекращен, после того как правительство Ливана и руководство «Хезболлы» объявили о подчинении резолюции Совбеза ООН №1701. Хотя каждый из участников конфликта назвал себя победителем, итоги ближневосточного блицкрига оказались плачевными для всех.

Израиль, потерявший в войне 120 человек, вернуть плененных солдат так и не смог, при этом не добился главной цели – разоружения «Хезболлы», которая продолжила ракетные обстрелы территории южного соседа.

Людские потери среди ливанцев оказались куда более значительными – 1191 человек погиб, 4409 ранено. Ущерб экономике ливанское правительство оценило в 2 млрд долл.

Главный же выигрыш в результате очередного арабо-израильского конфликта, по мнению многих экспертов, достался Ирану, сумевшему в самый критический момент – под угрозой экономических санкций – отвести внимание мировой общественности от своей ядерной программы.

И все же в Москве, кажется, хорошо понимают, что развертывание ПРО в Восточной Европе – дело решенное. Вопрос только в цене, которую можно будет выторговать за согласие на реализацию этих планов.


48.

22 декабря 2006 года

СБ ООН проголосовал за введение санкций против Ирана

Западное сообщество во главе с США никогда не было в большом восторге от Махмуда Ахмади-Неджада, в июне 2005 года одержавшего сенсационную победу над Али Акбаром Хашеми-Рафсанджани на президентских выборах в Иране. Дело не только в том, что, по некоторым свидетельствам, новоиспеченный лидер Исламской Республики когда-то участвовал в захвате заложников в здании посольства США в Тегеране, уничтожении лидеров иранской оппозиции и диссидентов за рубежом и даже в карательных операциях против курдов в иракском Киркуке во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Хуже, что новый иранский президент, обладающий столь богатой историей жизни, начал открыто высказываться за уничтожение Израиля, а в феврале 2006 года объявил о прекращении добровольного сотрудничества с МАГАТЭ и о вхождении Ирана в клуб ядерных держав. Терпению мирового сообщества, долго и безуспешно пытавшегося убедить Тегеран прекратить обогащение урана, лопнуло 22 декабря 2006 года, когда Совбез ООН проголосовал за введение санкций против Ирана. В единогласно одобренной резолюции содержалось требование ко всем государствам принять меры по недопущению импорта в эту страну и экспорта из нее «всех предметов, материалов, оборудования, товаров и технологий, которые бы могли способствовать деятельности Ирана, связанной с обогащением, переработкой или тяжелой водой, или разработке систем доставки ядерного оружия».

В то же время в резолюции подчеркивалось, что санкции будут незамедлительно отменены, как только Тегеран выполнит все требования МАГАТЭ и Совбеза к национальной ядерной программе.

Россия, чья подпись тоже оказалась под документом, считает данную резолюцию своей победой. Стараниями Москвы из преамбулы исчезла констатация того, что иранская ядерная программа «представляет угрозу международному миру и безопасности», а из текста – упоминание об АЭС в Бушере, достройку которой Владимир Путин не так давно пообещал лично Ахмади-Неджаду. Иранского президента введенные санкции, кажется, не очень пугают, хотя в Тегеране и называют их незаконными. Запрет на поездки в западные страны и встречи с их лидерами – тоже. «Я даже не хочу видеть их лица», – заявил он в ответ на угрозы введения политических санкций незадолго до принятия резолюции СБ. Ядерная программа Ирана продолжает развиваться по плану. Возможно, некоторые планы в этой связи уже в ближайшее время возникнут и у США.


49.

5 ноября 2007 года

PetroChina – самая дорогая публичная компания мира

В конце осени 2007 года материализовался очередной кошмар американской администрации (хотя, вероятно, и не только ее). 5 ноября на Шанхайской фондовой бирже стартовали торги по акциям PetroChina, по результатам которых они подорожали более чем в 2,5 раза – с 16,7 до 43,96 юаня (с 2,2 до 5,9 долл.) за штуку. Таким образом, рыночная капитализация китайского нефтегазового гиганта достигла 1,1 трлн долл., позволив ему в одночасье превратиться в самую дорогую компанию мира, обойдя по этому показателю не только американскую ExxonMobil (около 490 млрд долл.), но и многолетнего лидера мирового корпоративного мира Microsoft (около 620 млрд).

Впрочем, эксперты быстро нашли причину столь феноменальному взлету. Дело в пузыре, который дуется на фондовом рынке континентального Китая.

Из-за ажиотажного спроса со стороны местного населения, на руках которого, по некоторым оценкам, скопилось до 2 трлн долл., только за последние два года китайские фондовые индексы выросли вшестеро. По той же причине акции PetroChina были переподписаны в 50 раз. О сильной переоцененности активов на континенте говорит и то, что биржа Гонконга, где торгуется часть акций в свободном обращении PetroChina, оценила компанию только в 424 млрд долл. О том же говорит и Алан Гринспен, полагающий, что фондовый пузырь в КНР лопнет еще до начала пекинской Олимпиады. Подобное развитие событий, вероятно, было бы на руку «Газпрому», руководство которого неоднократно озвучивало планы превратить концерн в крупнейшую корпорацию мира. Эту мысль в начале ноября повторил вице-премьер Дмитрий Медведев. «Рост капитализации “Газпрома” подтягивает весь фондовый рынок, и, наоборот, какие-то проблемы компании могут создать проблемы для рынка в целом», – пояснил он. Возможно, самым прямым путем к достижению этой цели для «Газпрома» является размещение на Шанхайской бирже. Правда, неплохо было бы успеть это сделать до Олимпиады.


50.

2007-2008 годы

Американский ипотечный кризис

Вместо заключения

Кризис, начавшийся с проблем на американском ипотечном рынке, к концу 2007 года заканчиваться не собирается. 16 ноября был опубликован аналитический отчет Goldman Sachs, согласно которому общие потери американской банковской системы могут составить 2 трлн долл. Эта сумма в несколько раз превышает все предыдущие прогнозы.

Есть что-то правильное в том, что рассматриваемый период времени начинался и заканчивается мировыми финансовыми кризисами, тем более что связь между ними непосредственная. «Эпохой Путина» эти восемь лет названы условно. С тем же успехом их можно назвать «эпохой Джорджа Буша-младшего», «эпохой антитеррористических войн» или «эпохой дешевых денег».

2 мая 2007 года экономический обозреватель Financial Times Мартин Вульф написал в своей статье: «Наши потомки будут считать наше время без преувеличения золотым веком. Наши потомки, в отличие от нас, точно будут знать, сколько это время продлится. Его протяженность будет зависеть и от принимаемых сегодня решений. Эпохи, такие как нынешняя, предоставляют огромные возможности. Нам не простят, если мы эти возможности не используем».

К тому времени первые признаки того, что в секторе субстандартной ипотеки в США не все в порядке, уже начали оказывать давление на фондовые рынки. Мартин Вульф пишет далее: «Где же взять ложку дегтя для этой бочки меда? Заметим для начала, что никто и никогда не ожидает наступления кризисов. Поэтому они и кризисы». Осенью сомнений в том, что мир имеет дело с мировым финансовым кризисом, не осталось даже у завзятых оптимистов.

В 2000 году широкое распространение получили сравнения ситуации, сложившейся в американской экономике, с положением, в котором она оказалась накануне Великой депрессии.

Предпринятая для восстановления темпов роста беспрецедентная по длительности и масштабам серия снижений процентных ставок в США оказалась тогда эффективной, а председатель ФРС Алан Гринспен стал непререкаемым авторитетом в мировых финансах. Однако все имеет свою цену, и накачка экономики дешевыми деньгами, которая благодаря глобализации долгое время не провоцировала гиперинфляцию в США, в качестве эффективного инструмента близка к своему пределу. Опробованные неоднократно снижения ставок, предпринятые осенью 2007 года новым председателем ФРС Беном Бернанке, привели к тому, что инвесторы во всем мире начали избавляться от долларовых активов. От того, насколько денежным властям развитых стран и стран-экспортеров удастся скоординировать свои действия и удержать процесс в контролируемых рамках, будет зависеть будущее мировой экономики.

Во что выльется нынешний кризис – в глобальную инфляционную волну, которая обесценит гигантские как государственные, так и частные накопления, сделанные за последние годы, в цепную реакцию дефолтов, в волну протекционизма и ожесточенные торговые войны, по сравнению с которыми нынешняя возня в рамках ВТО покажется играми в мировой песочнице, или, напротив, в новый рост мировой экономики, который обеспечат новые лидеры, – предсказать невозможно. Однако вероятность того, что «золотой век» мировой экономики на исходе, к сожалению, велика.



Источник: "Большой бизнес" №12, 2007,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»