11.02.2008 | Дизайн / Психология
Одежда – повод для беспокойстваМы примеряем вовсе не платья, а чужие взгляды, и в сознании нередко звучат голоса из семейного прошлого
Иллюстрации с сайта corbis.com
Не так давно мне рассказали занятный случай. Семейная пара направлялась на корпоративную вечеринку, но на полдороге жена вдруг поняла, что «не так одета». Её охватило настолько сильное чувство беспокойства, что она заставила мужа развернуть машину - они вернулись домой, и она сменила платье. Эта история, если вдуматься, не столь уж исключительна. Всем нам наверняка знакомы ситуации, когда перед выходом из дому перебираешь несколько вариантов одежды, тратя на это гораздо больше времени, чем рассчитываешь. Сколько опозданий и семейных недоразумений связано с затянувшимися сборами! При ответственных выходах (а на корпоративной вечеринках дамские туалеты, конечно, служат предметом разглядывания и сплетен) чувство тревоги усугубляется.
Теоретики моды объясняют эту глубинную тревогу «смешанными мотивациями» - одежда должна выполнять сразу несколько функций, чтобы обеспечить ощущение «у меня все нормально».
Самые простые функции – согреть и обеспечить возможность действовать, то есть соответствие погоде и комфорт. Однако личное удобство – показатель весьма субъективный: многие готовы терпеть ту или иную дозу дискомфорта – высокие каблуки или затянутую талию ради более важных целей. Конечно, ученый, к примеру, не станет делать доклад в тесной одежде, поскольку это мешает думать, но вот худенькая девушка с удовольствием направится на свидание в супероблегающем платье, поскольку для нее главное - эротическая функция наряда.
Вообще мнение значимого Другого (не обязательно возлюбленного - скорее, просто того человека, который постоянно замечает и оценивает наш наряд) играет колоссальную роль – даже в публичных ситуациях можно одеваться для одного, главного, зрителя.
Но определяющим критерием, как правило, остается адекватность ситуации – в этом-то и состояла причина неуверенности нашей знакомой: она не вполне понимала дресс-код, принятый на корпоративных вечеринках этой фирмы. Ведь на самом деле во время примерки мы примеряем вовсе не платья, а чужие взгляды, и в сознании нередко звучат голоса не только из настоящего, но и из семейного прошлого: «Тебе категорически не идет зеленый», «Светлое тебя полнит», «неужели ты пойдешь с вздыбленными волосами?» - наши мамы и бабушки невидимо стоят у нас за плечом перед зеркалом. Если пытаться соответствовать всем внутренним и внешним нормам, конечный выбор, как правило, падает на «беспроигрышный», но, по сути конформистский и безликий вариант - «маленькое черное платье» или универсальные джинсы с топом или серый бизнес-костюм.
А сколько еще въевшихся незаметных табу и запретов властно определяют наш выбор: «не по возрасту», «несерьезно», «слишком вызывающе»... В этом конфликте «смешанных мотиваций» эстетическая функция одежды, как ни странно, является далеко не определяющей.
Сейчас можно выбирать из множества модных стилей, да и прежнее требование тотальной координации костюма по тону и сочетаемости с аксессуарами уже уступило место более либеральной эстетике «смешивай и сочетай». На фоне всех этих и правда противоречивых функций главным параметром, на мой вгляд, является личное отношение к вещи. В гардеробе всегда найдутся любимые предметы одежды, будь то белая рубашка или шотландский пестрый свитер. С ними могут быть связаны приятные воспоминания или владелец по глубоко субъективным причинам считает эту вещь талисманом, приносящим везение (реликт архаической функции магической одежды). Они-то и обеспечивают убедительное (не только для себя, но и для окружающих) ощущение «правильного» наряда. Вот тогда и появляется безошибочная уверенность или, как говорят антропологи, «тихое знание» удачности прикида.
Дизайнер ювелир Катя Рабей сделала эту концептуальную феминистическую подборку ювелирных украшений специально к 8 марта. Вот, например, Тамар Палей сделала коллекцию украшений, реинтерпретирующих ритуальные объекты иудаизма - но для женщин.
До нового года осталось всего несколько дней, и большая часть подарков уже куплена, но мы подготовили для вас список из семи украшений разной степени ювелирности, которые всё ещё можно успеть купить в Москве, если самого главного подарка по-прежнему не хватает.