Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

10.02.2008 | Кино

Липкие аргументы

«Нефть» хочется пересматривать, вглядываться в эту громаду, надеясь обнаружить какие-то новые смыслы

Главный герой фильма Дэниэл Плэйнвью, человек с вводящей в заблуждение фамилией «простой взгляд». Его играет совершенно прекрасный, но редко выступающий в заметных ролях актер Дэниэл Дэй Льюис (помнят его в основном как противника Леонардо Ди Каприо в «Бандах Нью-Йорка»). Плэйнвью – один из одиноких старателей начала ХХ века. В отличие от своих знаменитых предшественников он ищет не золото, а нефть. Однажды, когда с коллегой-нефтедобытчиком происходит несчастный случай, Дэниэл забирает оставшегося около шахты младенца и называет его Эйч Даблйю. В поисках нефтеносных земель он представляет миловидного мальчика партнерам как собственного сына и компаньона. И вот однажды к семье Плэйнвью приходит скрытный юноша Пол из городка Литтл Бостон и продает им информацию о том, что в окрестностях его родного ранчо после недавнего землетрясения начала сочится из-под земли нефть.

Отец и сын едут в Калифорнию, скупают по дешевке землю у местных фермеров и начинают бурение. Постепенно из нескольких шахт компания Плэйнвью разрастается до огромной нефтяной империи. По силе воздействия на жизнь и умы обитателей городка единственный внушительный соперник Дэниэла в Литтл Бостоне – брат того самого Пола – проповедник основанный им самим Церкви Третьего Откровения Элай Сандэй (тоже говорящее имя – одно из имен Бога и «воскресение»). Он завлекает к себе в церковь почти всех жителей городка, разговаривает по ночам с Богом по поводу их личной жизни и, естественно, требует процентов от нефтедобычи. Конечно же, индустриализация Литтл Бостона не обойдется без больших человеческих потерь, в том числе – и в семье Плэйнвью.

В общем-то, фильм Андерсона про осуществление и крушение мечтаний (один из главных сюжетов американского кино со времен «Гражданина Кейна»), а пересказывать более подробно сюжетные ходы – испортить зрителям половину удовольствия.

Недвусмысленный намек на развитие событий содержится в оригинальном названии фильма: «И будет кровь».

Но русские прокатчики заменили его на более актуальное в российском контексте название лежащего в основе сюжета романа Эптона Синклера «Нефть!» 1927 года, хотя общего у них не так уж и много. Из злободневной когда-то книги писателя-социалиста у Андерсона, неожиданным образом, получилась история совершенно библейско-фолкнеровской мощи. Помимо вполне ожидаемых от режиссера глубины, виртуозности, точности от «Нефти» моментально остается ощущение – сколь архаичного, столь и кажущееся непривычным – чувства Величия.

Как и в случае с любой притчей – сказать, о чем она собственно, – значит свести на нет сам ее эффект. При разговоре о «Нефти», можно произносить бесконечные «власть», «страсть», «тщета» и «глухота», но все это звучит сотрясением воздуха в стиле проповедуемого частью героев «Третьего откровения».

На первый взгляд, фильм как раз и утверждает превосходство липких жидкостей над абстрактными понятиями. Будто заглавные нефть и кровь – единственные работающие аргументы.

Однако «Нефть» сразу хочется пересматривать, вглядываться в эту громаду, надеясь обнаружить какие-то новые смыслы.

Пол Томас Андерсон, автор посвященных соответственно порно- и теле-индустрии «Ночей в стиле Буги» и «Магнолии», всегда казался умным и талантливым, но скромным в затеях последователем Роберта Олтмана (памяти которого, кстати, посвящена «Нефть»), и такого размаха от него как-то не ожидалось. Кажется, будто Андерсон – а вместе с ним еще некоторое количество хороших и сложившихся режиссеров (те же братья Коэн, чей последний фильм «Старикам здесь не место» – тоже мрачнейшая и с трудом поддающаяся расшифровке притча) – вдруг оказались выброшены со своих мест и вовлечены каким-то поворотом то ли истории, то ли искусства в огромный разговор загадками.











Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.