Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

16.01.2008 | Арт

Страшная красота

"Аесы" выступают диагностами современной культуры, внешне подчиняясь ее же законам

Уходящий год стал годом триумфа   группы "AES+F"   (неслучайно соорганизатором ее выставки, занявшей все пространство здания Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке, стала галерея с подобающим названием "Триумф"). "AES+F" представляла Россию в национальном павильоне на Венецианской биеннале (вместе с Андреем Бартеневым и Александром Пономаревым). Ретроспектива группы (опять же при поддержке "Триумфа") прошла летом в Русском музее, сопровожденная неподъемным каталогом (для того, чтобы ознакомиться с ним, вашему покорному слуге пришлось лежать на полу). Художники вошли в шорт-лист новоучрежденной Премии Кандинского. Вообще, в истекшем году "AES+F" участвовали в 38 выставках по всему миру, причем десять были персональными. На вернисаже в Ермолаевском был такой лом, что на входе одному из посетителей сломали ногу (прошу прощения за игру слов с оттенком черного юмора, который свойственен эстетике группы).

Успех "аесов" вполне объясним. Они якобы подстраиваются под масс-медийную и масс-культовскую эстетику, на самом деле взрывая ее изнутри.

Они нажимают на больные мозоли современного мира, а тот получает мазохистское удовольствие. Их работы настолько же эффектны, насколько провокативны, а нынешний зритель (не только выставок, но и телевизора прежде всего) обожает скандалы. "AES+F" играют в этаких монстров (а их последние скульптуры - монстры и есть), но при этом сохраняют все признаки гламура (те же самые бронзовые скульптуры отполированы до такой степени, что кажутся золотыми). Группа балансирует между китчем, шоу и авангардистской "пощечиной общественному вкусу". Но эта триада и является образующей современной культуры. "Аесы" выступают ее диагностами, внешне подчиняясь ее же законам. Пресловутый триумф "AES+F" - показатель нашего убожества, коллективного сдвига сознания, подвинутого на глянце, сенсационности, скандалезности и виртуальности.

Это искусство того "дивного нового мира" (Олдос Хаксли), о наступлении которого предупреждали авторы антиутопий.

Свершилось - и вот вам его портрет, сделанный с последней прямотой.

Мне сложно писать о выставке "AES+F" не потому, что неоднократно приходилось это уже делать (а на выставке в Ермолаевском почти нет новых работ). Сложно оттого, что не играю в компьютерные "стрелялки". Не смотрю голливудские "ужастики" про динозавров или макабрические триллеры. Не слежу за политическими новостями, насколько это возможно. Не испытываю расистских фобий, прикрываемых слащавой политкорректностью. И уж тем более не читаю глянцевые журналы (хотя, чего скрывать, иногда что-то для них сочиняю по заказу). А именно эти источники подпитывают эстетику "аесов" и гарантируют зрительскую удачу в их беспроигрышной арт-лотерее. Если бы не журналистский долг, я бы, наверное, и не пошел на вернисаж и не томился в гардеробной очереди. Но, как писал еще Ленин, "нельзя жить в обществе и быть свободным от общества". А искусство группы, без всякого сомнения, общественно значимо. Потому в очередной раз постараюсь это искусство описать.

Для разгона - вынужденная информационная справка. В 1987 году родилась группа "AES", названная так по первым буквам фамилий ее участников - бывших архитекторов Татьяны Арзамасовой и Льва Евзовича, а также дизайнера-полиграфиста Евгения Святского. В 1995 году к ним присоединился звезда российских глянцевых журналов фотограф Владимир Фридкес, откуда и взялось "+F".

Ну а теперь маленький марш-бросок по экспозиции в Ермолаевском. Несомненный хит - инсталляция "Оазис" (2000) на третьем этаже музея. Это часть масштабной серии "AES-свидетели будущего. Исламский проект". Она была задумана еще в 1996 году, но после нью-йоркской катастрофы 11 сентября 2001-го "аесы" проснулись знаменитыми. Оказывается, еще за пять лет до взрыва башен-близнецов они предугадали столкновение исламского и западного миров. На их компьютерных коллажах воспроизведены виды Москвы, Нью-Йорка, Берлина, Парижа, Барселоны и т. д. после победы фантазматических ваххабитов.

На статуе Свободы - паранджа, а в руке у нее - Коран вместо Конституции. На Центре Помпиду, парижском Музее современного искусства, висят восточные ковры. Под стенами Кремля - афганская фабрика по производству кирпича.

Все эти коллажи вшиты в коврики ручной работы (заказывались в Египте), а из ковриков создан настоящий бедуинский шатер.

Тему продолжает объект "Космический бедуин" (2003), парящий над лестницей, - восковая фигура Усамы бен Ладена в скафандре. Опять конфликт махрового (и опасного) традиционализма и новейшей цивилизации.

Несомненный шедевр - уже поминавшиеся бронзовые скульптуры-воины "Action Half Life" (по названию компьютерной игры), недавно сделанные в сотрудничестве с Алексеем Шпаковским, на последнем, четвертом, этаже.

Вся выставка сделана как восхождение к этим юным героям с бластерами в руках, реализованным со всем возможным гламурным шиком порождениям виртуальной реальности.

Эти же герои возникают и в серии компьютерных коллажей на холстах "Last Riot, или Последнее восстание" (2005), только вооружены они классическими мечами и замирают в позах с картин Караваджо. Хотя для пущего виртуального абсурда детей окружают динозавры, готические замки, какие-то танки и прочая дребедень.

Есть еще принцесса Диана в крови, пританцовывающая вокруг автомобильного кресла, ставшего ее смертельным одром (хоть и умерла она все-таки в больнице). Или видео с фэшн-моделями в возрасте от 9 до 11, собранными в зале Екатерининского дворца в Царском Селе.

На выставке вообще много чего есть. И народ ломился по делу. По делу красоты, превращенной в безвкусицу этим самым народом. Точнее, его эстетическими предпочтениями. А "AES+F" не виновата. Народ сам пришел.



Источник: "Культура" № 51, 27.12.2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.