галерея "Триумф", до 27 декабря
14.12.2007 | Арт
Юродство за деньгиЧепмены создают коммерческое и очень профессиональное искусство, руководствуясь законами панковской рок-музыки
Джейк и Динос Чепмены - пожалуй, самые известные в круге YBA (Young British Artists), то есть "молодые британские художники", которых собрал вокруг себя, финансово поддерживал и организовывал их выставки коллекционер Чарльз Саатчи в 1990-е годы; он же и придумал название для несуществующей группы. Теперь, конечно, Чепмены не совсем молоды: Динос родился в 1962-м, а Джейк - в 1966-м. Но в юношеском задоре семейке не отказать.
Их disgust art ("отвратное искусство", как определил это творчество британский критик Мэтью Коллинз) по-прежнему скандалезно, провокативно - но уже безумно дорого.
И востребовано. Выставка Чепменов в галерее "Триумф" на Новокузнецкой улице ориентирована прежде всего на московских коллекционеров, которые и скупили почти все работы еще до открытия (а цена одной из работ равняется 600 тысячам евро). Экспозиция открыта для всех желающих до 27 декабря.
Этих желающих сразу должен предупредить: вас ждет не самое приятное зрелище. Самых брутальных и знаменитых произведений братьев вроде стекловолоконных, исполненных в натуральный размер девочек-мутантов, у которых вместо носов - фаллосы, а вместо ртов - анальные отверстия, здесь нет (есть лишь одна похожая бронзовая скульптура). Однако для любителей прекрасного со слабой психикой хватит и всего выставленного. Испорченные подлинные живописные портреты конца XVIII - начала XIX века, на которых дети, аристократы и монахи предстают истинными чудовищами. Миниатюрные (рассматривать следует через лупу) раскрашенные вручную скульптуры по мотивам "Бедствий войны" Гойи: мутанты сражаются с фашистами, в обилии - кровь, черепа, гробы, отрубленные конечности (серия "Вид Ада" - она-то и стоит 600 тысяч). Опять керамические черепа с дурацкими ушами и клоунскими носами, все покрытые могильными червями. Изуродованная детская книжка-раскраска, наивные сюжеты которой бесподобно испохаблены в раскрашенных акварелью гравюрах. Гигантское стальное панно "Черепа", из темноты которого выступают мириады скелетонов со стеклянными глазами. Пожалуй, хватит описания? Перейдем к анализу.
Чепмены - не просто радикалы, но радикалы социально ангажированные. Они не говорят, что капитализм - это зло, они принимают правила игры арт-рынка, но взрывают его изнутри.
По рождению представители среднего класса, они, оказавшись в арт-истеблишменте, остаются предельными демократами с хорошей академической выучкой. Шокировать состоятельного клиента, вытаскивая наружу его фобии и комплексы, является их задачей, которая успешно разрешена. При этом дорогущие материалы (сталь, бронза, керамика, таинственное стекловолокно, гравюра) и манипуляция с размерами (от гигантских до микроскопических) тоже очень важны. Чепмены создают коммерческое и очень профессиональное искусство, руководствуясь законами панковской рок-музыки, которую любили с детства. Но при этом играют с цитатами из классики - тут и Роден, и тот же Гойя, и дадаисты, и старые мастера, и Уорхол. Я разговаривал на вернисаже с этими братьями. Да, они - циники, ерники, юроды. Но очень образованные и даже по-своему деликатные люди.
Страшно смотреть на их искусство лишь тому, кто боится открыть свое подсознание. И кто хочет, добившись больших денег и жизненного успеха, откупиться от своих комплексов.
Эти люди и приобретают эти работы. Искусство Чепменов - социальный эксперимент. Он, без сомнения, удался. Коммерческий успех налицо. И то, что в московской галерее "Триумф" проходит их выставка, работы с которой уходят как горячие пирожки, о многом говорит. Не о стратегии мудрого коллекционера и куратора Саатчи, а о нашем городе и России вообще.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.