03.12.2007 | Нешкольная история
Легенда о «гипсовом» мальчикеА был ли мальчик? Работа девятиклассницы из г. Тайшет Марины Вьюн. Часть 2
АВТОР
Марина Вьюн, на момент написания работы 9 класс, школа № 85, г. Тайшет, Иркутская обл.
Работа получила 3-ю премию на VIII Всероссийском конкурсе Международного Мемориала "Человек в истории. Россия - XX век".
Руководитель Евгений Сергеевич Селезнев.
Что касается качества проводимых культурно-просветительских мероприятий в городе, то он был невысок, как и общий уровень культуры тайшетцев. Такие мероприятия вызывали справедливую критику местной газеты. Вот что писала, например, газета по поводу вечера танца, который проводился в ДК «Колос»: «…Уродливое изгибание тел, хаотические движения танцующих.
Разве такими должны быть наши советские танцы!
Безкультурье, хулиганство молодежи ШПЗ. Такое положение в клубе железнодорожников им. Ленина. Танцуют в головных уборах, в пальто, валенках, с папиросами во рту. Оркестр играет зарубежные танцы, а это уродливая буржуазная мода… Сам кинотеатр «Колос» - мрачное здание» .
Видимо положение не улучшилось и в 1952 г., если в редакцию газеты пришло письмо – жалоба о работе ДК. В письме говорилось о том, что в ДК много пьяных, возникают драки. Критикуя образ жизни тайшетской молодежи, точнее части молодежи, газета высмеивала молодежный жаргон, увлечение спиртными напитками: «…Мы с Мишаней вчера в «кильдыме» по «служебной» с прицепом хватили. И на танцы. Потом еще полбанки выпили. Домой на рогах пришли. Это что! Мы одеколона надрызгались. Рубать было нечего, так мы мануфактурой с дымом «заштефкали» и порядок. Только кореш мой чуть дуба не дал» .
Конечно, мальчишка, о котором я рассказываю, такими делами не занимался. Мал еще был. Но самое главное – он был пионером.
И, конечно же, брал пример с других ребят, которые совершали геройские поступки и о них рассказывали всем пионерам города. В одной из газет я нашла вот такую интересную статью: «В январе 1935 г. ученик средней школы 5-а класса Абросимов Лев предотвратил крушение скорого поезда №2. Вот как рассказывает Абросимов об этом: «…На станции стоял поезд. Раздался свисток и поезд пошел. В метрах 50-ти от места, где я стоял, из под колес поезда стал выбиваться снег. Я подумал, что это происходит оттого, что линия не расчищена. Поезд подходил ближе, смотрю – бегунки соскочили с рельс, крушение было бы неизбежно. Я закричал помощнику машиниста: «Дяденька! Бегунки соскочили с рельс!». И показываю рукой на них. Машинист быстро остановил поезд, а я побежал в школу…». Средняя школа отметила героический поступок Абросимова, посвятив ему десятиминутку и описав его поступок в «Ильичёвке» .
Мне пришлось многое уточнить по этой статье: «десятиминутка», «Ильичевка», «бегунки». Уточняла все, расспрашивая пожилых учителей моей школы. Дело то в том, что Лев Абросимов, ученик 5-го класса моей нынешней школы №85!!! После выпускного вечера он ушел на фронт и погиб. На мемориальной доске, которая находится на стене моей школы, его фамилия выбита бронзой первой в списке. А статью в газету написала Анна Ивановна Белугина, учительница русского языка и литературы. Она учила Л. Абросимова. Её судьба тоже оказалась трагической: она была арестована в 1937 г.
Вообще, моя школа имеет интересную историю. В ней учились и работали очень интересные люди. Например, Ямиль Мустафин, чьи статьи-воспоминания о Тайшете я использовала в своей работе. Я.Мустафин – известный в стране писатель.
В 1943 г. училась в нашей школе девочка Оля Трофимова. И вот однажды «идя по улице Транспортной заметила, что у дома, где помещалась воинская часть НКВД № 1096 от искр из печной трубы загорелась крыша. Оля Трофимова вошла в здание стрелковой охраны и сообщила о пожаре.
Благодаря этому удалось ликвидировать пожар в самом начале» .
Конечно, не все ученики совершали такие славные поступки, оказываясь в нужное время на нужном месте. Взять хотя бы 17-летнего (!) ученика 7-б класса Брусникина, которого исключили из школы в сентябре 1941 г.: «…18 сентября 1941 г. ученик 7 класса Брусников во время урока физики читал журнал «Крокодил». Ему учительница Стародубцева Е.З. предложила прекратить чтение, но Брусников демонстративно чтение продолжил и когда учительница предложила выйти из класса и положить журнал, то Брусников поддразнивая учительницу, журнал не положил. Брусников не подчинился классному руководителю, не пересел на другую парту. В классе во время уроков систематически стреляет и ведет себя вызывающе» . Кто знает, как поступил бы Брусников на месте Оли Трофимовой?
Но вернемся к 1950-м гг. К этому времени семнадцатилетнему Брусникову исполнилось 27 лет, вырос совсем и уже работал, наверное, на каком-нибудь предприятии Тайшета. Ему то, как никому, видимо, было хорошо известно, как жила и чем развлекалась тайшетская молодежь. А вдруг его призвали на фронт в году так 43-ем!? Может быть вполне. Только хочется, чтобы он выжил на войне…
В разговорной речи тайшетской молодежи 1950-60-х гг. модными были словечки «падло», «пахан», «загнулся», «зараза», «смойся с глаз» и др. А что касается слова «кильдым» то это магазин, в котором торговали вином и водкой на разлив. Откуда такое странное название уже никто не помнит. Другими неофициальными названиями были: магазины – «горбатый», закусочная. Такой же, как «горбатый», закусочной-забегаловкой-чайной была «хитрушка», В магазине-кафе «Лакомка» был в 1950-е гг. буфет-кондитерская, где продавались спиртные напитки на разлив. В ДК «Колос» был буфет, который называли в народе «бабьи слезы». Почему так назывался? Объяснение оказалось очень даже простое: мужчины здесь покупали водку, выпивали, пьянели, принося тем самым страдания, слезы женам, родным. Наверное, такое название было распространенным по всей стране. На улице Советской был хлебный магазин, почему-то называемый в те годы «комсомолка».
Но я отвлеклась. Вернусь к развлечениям молодежи.
Какими должны были быть танцы и другие культурные мероприятия тех времен, по мнению властей, учителей? Судя по газетным статьям, хорошими мероприятиями считались те, где в начале обязательно проводилась лекция какая-нибудь,
например, «О культуре поведения советской молодежи», «Упадок сельского хозяйства в США», «Ленин в художественной самодеятельности», «К 160-летию со дня рождения Н.В. Гоголя», «Выращивание телят», «Подготовка соломы к вскармливанию», «На пути к нашему изобилию», «О воспитании молодежи в СССР» и др. газета пишет, что, присутствовавшие на лекции учителя, Н.И. Соломина слушали, затаив дыхание. А после лекции начались танцы: вальс, колхозная полька, краковяк и русская плясовая. В конце своей статьи автор восклицает: «Жить стало лучше, жить стало веселее, товарищи!» . Вот такими идеологически выдержанными должны были быть культурные вечера. Надо сказать, что коммунистическая идеология настойчиво проникала во все сферы жизни тайшетцев и в сознание людей.
Мальчик, о котором мой рассказ, как и все школьники, воспитывался строго в духе коммунизма. Это здорово, наверное, консервировало им мозги. Сейчас бы это назвали немного иначе – «компостировали», «матрицировали».
Так, что эти мозги переставали шевелиться, то есть производить умственные потуги, думать, подвергать сомнению то, что несла коммунистическая пропаганда. Мозги гипсовались. Ну вот, например, на новогоднем костюмированном вечере обстановка была именно в духе этой коммунистической идеологии: «…В нем приняло участие белее 40 человек. На вечере было много интересных масок и костюмов, более половины которых были задуманы на политическую тему. Инициативно, ярко и интересно участники маскарада выразили свое отношение к миру и дружбе народов…Призы получили за костюмы и маски «Мир непобедим», «Сталинская конституция», «Канал Волга-Дон». Зло и остроумно высмеяли атомщиков-поджигателей войны в мире, Броз Тито, Чан Кай Ши…» .
Я старалась представить, как можно сделать костюм «Мир непобедим» и, признаюсь, не смогла.
Кто такие Броз Тито и Чан Кай Ши, и за что их остроумно высмеивали в костюмах тайшетские дети, я прочла в учебнике истории. Но вот те, кто высмеивал, вряд ли понимали в чем дело. Политика, одним словом.
В Тайшете постепенно образовалось несколько скверов, которые с другими лесонасаждениями по улицам, придавали городу более или менее приятный вид. Один такой сквер находился между ДК «Колос» (ныне Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга») и кинотеатром «Победа». Этот сквер в 1950-е гг. и ранее был центром нашего города. Здесь проходили важные массовые мероприятия еще с 1930-х гг.: В 1935 г. здесь, например, проходил слёт сельских культработников. На чудом сохранившихся фотографиях 1935 г., запечатлены мероприятия этого слёта – какие-то спортивные игры, закладка памятника Шиткинским партизанам.
На одной из фотографий видно, что на месте «Победы» еще высится Тайшетская церковь святого Николая. Ценность этой фотографии высока – это единственная фотография, на которой запечатлена Тайшетская церковь!
Только по ней можно судить какой была наша церковь. В том же 1935 г. проведена была закладка памятника шиткинским партизанам, погибшим при наступлении на станцию Тайшет 19 мая 1919 г. Площадка памятника огорожена кирпичной оградкой. Памятник сделан в виде обелиска пирамидальной формы. Строительство памятника было завершено в 1936 г. Впоследствии этот памятник был демонтирован полностью и заново построен в городском парке культуры и отдыха по улице Пушкина. Новый памятник Шиткинским партизанам во многом уступал прежнему памятнику по своим художественным качествам, но и этот памятник долго не просуществовал. Церковь святого Николая тоже, естественно, была ликвидирована. Тополя вокруг сквера спилили под основание где-то в начале 2002 г. Таким образом, бывший центральный сквер города был практически и окончательно уничтожен по инициативе городских властей.
Сквер постепенно приходил в упадок. В 1952 г. газета писала, что «в сквере нет клумб, молодые деревья погибли, нет ограждения сквера, старые тополя повреждены, на территории сквера косит траву себе директор к/т «Победа» Давыденко, скопился строительный мусор, не установлены бюсты, здесь построили гараж, бензокран… Все в запущенном состоянии, хотя есть должности садовника, сторожа, дворника» .
Но, несмотря на это, сквер все же некоторое время оставался местом больших мероприятий. Так, например, в 1957 г. состоялся третий районный фестиваль молодежи.
Если смотреть на наш город с виадука или другого высокого места, то очень четко видны места, засаженные старыми тополями. Они как вехи обозначают первые, наиболее старые районы города.
Одним из таких районов Тайшета была улица Александра Матросова, бывшая Юго-Вокзальная. Если перейти по виадуку в южную часть города, то мы попадаем в бывший сквер, или иначе сад, парк. Еще сохранились старые тополя, наверное, ровесники Тайшета, правда, многие спилены, иные сгнили. Есть сведения, что этот сад и тополя были посажены инженером путей сообщения неким Гершелем в начале ХХ века.
Затем «в 1949 г. было закончено строительство нового городского парка по улице Матросова. В парке построена танцевальная площадка, киоски, скамейки.
Парк украшен красочными портретами вождей, лозунгами, плакатами. Новому парку присвоено имя Героя Советского Союза Александра Матросова».
В 1958-59 гг. на территории сада имени Матросова построили городской Дом пионеров и школьников, который ранее был на улице Кирова. Территорию сада украсили гипсовые скульптуры. В том числе и гипсовое изваяние мальчика, о котором эта легенда.
Изваяние было какое-то безжизненно белое, с застывшими выражением лица и движением рук. Одним словом – безжизненное и все тут. Мне показалось, что именно такое гипсовое воплощение мальчика-пионера хорошее символическое выражение коммунистической обработки детей тех лет. «Гипсовые» мальчики и девочки, запрограммированные на коммунизм…«За дело Коммунистической партии Советского союза – будьте готовы!» Вот эта запрограммированность видна даже на старенькой фотографии из архива ИПО «Бирюса-Мемориал». Я смотрю на нее и думаю: как же надо было свято верить во все эти призывы, уставы пионерии, чтобы в обычной домашней обстановке, среди родных и близких, а не на пионерской линейке, вскинуть перед объективом фотоаппарата руку в пионерском салюте!?
Так вот, о парке. Надо сказать, что эту зеленную зону отдыха в местной газете, в архивных документах называют то парком, то садом. В январе 1951 г. на сессии депутатов городского Совета рассматривался вопрос «Итоги благоустройства за 1950г. и план на 1951 г.», с докладом выступил заведующий городским коммунальным хозяйством Палкин Виталий Васильевич. Депутаты критиковали ход благоустройства города: «сад им.А.Матросова полуразрушен, (и это всего лишь через год после открытия!) не закреплен за каким-либо предприятием, ограда сада расхищена, скамейки ломают, грязь на улице. Площадь Кирова в запущенном состоянии, помои льют на улицы, скот портит лесонасаждения, в садах города хулиганство, дрова-долготье захламляют улицы...» .
Другая «зеленая зона» Тайшета находилась на улице Пушкина – это современная территория парка культуры и отдыха, которую в 1937 г. называли «пригородной рощей пригодной для гуляний».
Из тех источников, которыми я располагала, оказалось невозможно установить точное время создания этого парка, то есть найти соответствующее решение Тайшетского городского исполнительного комитета (горисполком) Совета депутатов трудящихся. Самым ранним упоминанием о парке, точнее о том, что находилось на его территории, это воспоминания тайшетцев о кладбище. Некоторые жители города упоминают о захоронениях своих родных и близких именно на территории современного парка . Я.Мустафина, например, возмущало то, что на месте кладбища построили танцплощадку.
Из архивных данных удалось найти следующую информацию – Почтовый ящик 410 (пя 410), то есть Управление ИТЛ «Озерный», в 1957 г. производил ремонтные работы деревянного памятника на могиле известного командира Шиткинского партизанского фронта И.А. Бича-Таежного, которая находилась на территории парка . Почему это делал именно п/я 410, а точнее пя ЖШ 410, это почтовый адрес ИТЛ «Озерный»? Ответить на этот вопрос можно ссылаясь на короткие сведения архива. Так, например, в исторической справке об установлении памятника И.А. Бичу-Таежному говорится: «…в начале 1919 года И.А. Бич-Таежный был схвачен чехами и 19 мая 1919 года был повешен на эстакаде в районе станции Тайшет. Похоронен на кладбище, где ныне парк строительства п/я 410» . Значит, кладбище действительно существовало. Во-вторых, парк на его территории создавало именно Управление п/я ЖШ 410 ИТЛ «Озерный». Существуют неподтвержденные данные о том, что на этом кладбище хоронили не только местных жителей, но и умерших заключенных. Наверное, это первое кладбище Тайшета, и возникло оно одновременно с поселком Тайшет. И расположение его на окраине первых улиц Трактовой, Юго-вокзальной, за лесозаводом, то есть вдали от поселка, вполне было нормальным для начала ХХ века. Это впоследствии Тайшет застраивался и кладбище попало в зону развития города. Скорее всего, парк создавался одновременно со строительством стадиона «Динамо» Управления «Озерлага». Ныне стадион называется «Локомотив» и принадлежит Тайшетскому Отделению Восточно-Сибирской железной дороги. Видимо, впоследствии, где-то в конце 50-х-середине 60-х гг., парк был передан городу под управление отдела культуры Тайшетского городского исполнительного комитета. В газетных материалах этого же года содержатся краткие упоминания о мероприятиях, которые проводились в парке, о парковых сооружениях. Так, например, в одной из них критика о работе парка в 1957 г. – «…проводятся только танцы, тир не работает…» , «…открыта оздоровительная детская площадка…», «..Состоялся вечер отдыха в парке, танцы, концерт (рук.Клочков В.Я.), проведена лотерея, работали аттракционы – срезание подарков вслепую…».
Если посмотреть отчеты о работе парка в 1966 г. , то оценка этой работы по-прежнему неудовлетворительная:
«…В городском парке очень слабо поставлена массовая работа. Объясняется это тем, что жители города очень плохо посещают парк. В парке отсутствует оборудование необходимое для нормальной работы парка. В парке будет налажена работа, если там будут аттракционы.
В 1966 году в парке проведено три тематических вечера, и работала передвижная детская библиотека…» . Для сравнения возьмем отчет о работе парка за 1968 год: «…работа улучшилась по сравнению с 1967 годом. Работала агитплощадка (зав. Михайленко Л.М.). проведено 10 крупных массовых мероприятий: беседа о жизни и деятельности В.И. Ленина, смотр агитбригад города, беседа о трудовом законодательстве, праздник «Русская березка». В 1967 году был выделен аттракцион «Русские качели», работала детская площадка. Только за один месяц аттракцион дал доход 570 рублей. В 1969 году будет заложен новый парк культуры и отдыха…» . Особых изменений в оборудовании парка не произошло, приобретение качелей не такое уж большое достижение по нынешним меркам. То есть кардинальных мер для превращения парка в «центр культуры» не было принято, и вряд ли тайшетцы из-за качелей, стали массово посещать парк. Да и тематика лекций была малопривлекательной. Серьёзные изменения произошли в штатном расписании и режиме работы парка, а так же в размере заработной платы его работников: ставки и зарплата на весь год были только у директора и бухгалтера парка; введена была новая ставка на четыре месяца – «заведующий аттракционами» с окладом 70 рублей в месяц.
Фотографии 1950-х годов позволяют установить общий вид парка. Вход находился как раз напротив ворот стадиона – с улицы Пушкина, (раньше, в конце 40-х годов, вход был с улицы Фрунзе).
Таким образом, стадион и парк образовывали единый культурный комплекс. Вход в парк – это высокая дугообразная деревянная арка, украшенная ажурными проёмами, имела как бы три части: центральная арка – ворота, слева и справа от них арочные проёмы. Проёмы эти были задекорированы ажурными деревянными решётками. В обе стороны от ворот тянулась ажурная крытая деревянная колоннада, которая полумесяцем охватывала площадку перед входом в парк. Над воротами деревянными брусками надпись «Парк». Проём для ворот и арки украшены деревянными пилястрами, многоступенчатыми карнизами. Ворота в парк были тоже деревянными, двухстворчатыми. Площадка перед воротами была асфальтная. Между воротами и арочными проёмами помещались транспаранты на красном ситце с призывами лучше строить коммунизм, здравницы в честь вождей и тому подобное. На старых фотографиях прочесть эти надписи просто невозможно. Можно только по отдельным словам догадываться и предполагать. Вход в парк был бесплатный, но все аттракционы представлялись посетителям за деньги.
От центральных ворот асфальтированные дорожки вели в разные части парка – к танцплощадке, качелям. Центральная дорожка вела прямо к летнему кинотеатру. Вся площадь кинотеатра была огорожена высоким деревянным забором из строганных досок. Верхняя часть ограждения – ажурная деревянная решётка из штакетника сбитого наискось. Вход в кинотеатр состоял из четырех частей: двухстворчатые двери, украшенные в верхней части фигурными дощечками; слева и справа от них – по два проема. Над входом построена башенка в виде двухступенчатых, квадратных в периметре тумб, поставленных друг на друга, напоминающая церковную колокольню. Фасад кинотеатра украшали афиши, традиционные призывы и лозунги на красной ткани. Архитектура центрального входа, танцплощадки и летнего кинотеатра – типично лагерная. Вокруг кинотеатра строители сохранили высокие берёзы. С обеих сторон дорожки, ведущей к кинотеатру, находились деревянные тумбы с закреплёнными на них планшетами для крепления портретов руководителей партии, страны или приветственных лозунгов, призывов.
По воспоминаниям тайшетцев в летнем кинотеатре в 60-е годы были концерты довольно интересных коллективов: «концерт композитора Д.Покраса, ансамбля песен и плясок Забайкальского военного округа, центральной концертной бригады исправительно-трудового лагеря «Озерный», выступления концертных коллективов из Москвы» .
Сразу после входа в парк была асфальтированная площадка, огражденная невысоким ажурным штакетником, столбики которого были созданы в виде классических колонн, украшенных в верхней части многоступенчатыми карнизами. Через определенное расстояние ограждение прерывалось деревянными тумбами, с закрепленными на них большими портретами руководителей страны и коммунистической партии Советского союза. Фоном для портретов были полотнища красных знамен, ниспадающих с обеих сторон портретов. Вдоль дорожек парка были установлены фигурные садово-парковые скамейки, а в глубине парка скамейки были попроще, из простых досок. Все зеленные площадки-газоны парка были огорожены невысокими деревянными заборчиками из штакетника. Все деревянные ограждения, как и вход в парк, были покрашены масляной краской. В левой, южной стороне парка, в последние годы находилась танцплощадка, огороженная деревянной оградой, и крытой эстрадой для оркестра. С этой танцплощадкой у многих тайшетцев старшего поколения связаны самые разные воспоминания. Кто-то помнит, как перелезая через забор парка, чтобы попасть на танцы бесплатно, порвал брюки… Кому то посчастливилось познакомиться на танцах со своей будущей женой. Так получилось у учителя технического труда моей школы Алексея Леонтьевича Бельского. Леши Бельского, одного из лучших футбольных вратарей Тайшета 1960-х гг. Анатолий Михайлович Радионов тоже очень хорошо помнит парк и танцплощадку своей молодости: «Парк работал с 6 часов вечера и до 12 часов ночи, но в воскресные дни до часа ночи.
Вход в парк стоил 1 рубль, а на танцплощадку 3 рубля. На танцы молодежь приходила не очень-то красиво одетой, бедновато ведь жили в начале 60-х годов. Модными были «вельветки», такие короткие мужские куртки с накладными карманами на груди. Более богато одевались жены и дети офицеров Озерлага,
ведь они были все приезжие, даже из больших городов. На танцах был порядок – никто не дрался, так как дружинники сразу же выводили хулиганов. Возможно, драки были где-то в стороне от танцплощадки, но никогда не на самой площадке. Было однажды довольно большая потасовка, в 1955 году, кажется. А учинили её комсомольцы-строители, ехавшие на строительство Братской ГЭС. Их строительный поезд почему-то задержался в Тайшете, вот они и пришли на танцы. Сейчас уже не вспомнить кто начал всю эту драку. Пришлось даже применить роту солдат охраны Озерлага. Оркестр играл всякие танцы – вальс, танго, польку, краковяк, полонез…А в оркестре играли Зыков Игорь Иванович, Коблов Иван (труба, аккордеон), Лаптев Володя (контрабас), Родионов Леонид Михайлович. В перерывах включали радиолу. До появления городского оркестра в парке играл духовой оркестр воинской части Озерлага .
В юго-западной части парка находилась могила командира партизанского отряда Шиткинского партизанского фронта И.А. Бича-Таёжного. Над могилой в 1956 г. был установлен деревянный двухметровый обелиск с красной звездой наверху. Позднее этот обелиск заменили на бетонное надгробие с чугунной плитой, могильной оградкой в виде металлических столбиков соединенных цепями. В 1958 году И.А. Бичу-Таёжному был установлен памятник, созданный скульптором М.Л. Корычевым и художником П.А. Любославским. Памятник был установлен в сквере между ДК «Колос» и кинотеатром «Победа».
В 1970-е годы летний кинотеатр был ликвидирован, а на его месте был построен памятник шиткинским партизанам.
Для воссоздания облика парка большое значение имеют архивные материалы, изучение их в архивном отделе мэрии Тайшета. Первые документы, содержащие сведения о парке, датированы 1965 г. Видимо, Озерлаг передал парк в ведение города, в связи со своей ликвидацией. 18 мая на заседании Совета городского отдела культуры было запланировано заслушать вопрос: «Городской парк культуры и отдыха – центр полноценного и полезного отдыха трудящихся». Следовательно, парк превратился в учреждение культуры со своим штатом и бюджетом. Найти же документ о создании такого учреждения пока не удалось. В плане расходов на 1966 г. запланировано израсходовать на работу парка 1500 рублей из 141590 рублей на все учреждения культуры (ДК, клубы, библиотеки). Штат работников парка состоял из 12,5 работников, часть из которых работала по совместительству:
Серьёзные изменения произошли в штатном расписании и режиме работы парка в 1969 г., а так же в размере заработной платы его работников: ставки и зарплата на весь год были только у директора и бухгалтера парка; введена была новая ставка на четыре месяца – «заведующий аттракционами» с окладом 70 рублей в месяц.
Парк работал 15 дней в месяц, четыре месяца в году. Музыканты оркестра на танцплощадке работали по совместительству и получали 35% от валового сбора от танцев, то есть 385 рублей на всех. Вход же на танцплощадку был 35 копеек
. Билет на «русские качели» стоил 10 копеек. Этот аттракцион работал с 10 часов утра и до 22.00 вечера в праздничные и выходные дни. В обычные дни аттракцион работал 7 часов в день.
1970 г. стал счастливым для парка – началась довольно масштабная по меркам Тайшета реконструкция парка. В ремонте и строительстве парка приняли участие многие предприятия города: изготавливали штакетник и возводили ограждение территории парка, посадили 4000 саженцев деревьев и кустарников, изготовили металлическую ограду для фасадной стороны парка, с улицы Пушкина, построили фундаменты и столбы для этой ограды, установили освещение парка, заасфальтировал все дорожки и площадки, изготовили карусель «Скачущие лошадки», взрослые и детские качели. Было построено два дома для администрации парка, новое здание тира. Все это привлекло в парк отдыхающих – за лето 1970 года парк посетило 1760 человек, летний кинотеатр провел пять концертов Общее количество деревьев, кустарников в парке к 70-ым гг. составило более 2500 единиц. Это – березы, сосны, ивы, акации, клены. А общая площадь парка – 10454,1 квадратных метров. Стоимость всех зеленых насаждений – 251672,8 советских рублей. 25 дорожек, покрытых асфальтом, вели в различные уголки парка, к аттракционам. Эти данные я взяла из технического паспорта парка, который хранится в Бюро технической инвентаризации мэрии г. Тайшета.
Получается, что тайшетцы, начиная с конца 1940-х годов делали многое, чтобы в их городе было место для отдыха детей и взрослых. Хорошо делали, все ли делали как надо, то это – другой вопрос. Главное, худо–бедно,
парк был создан. И он работал полвека! А в конце 90-х годов был совершенно разрушен. Когда я начала писать эту работу, то несколько раз посещала парк и осмотрела каждый его уголок. Меня очень разочаровал его разрушенный вид.
Почти по всей территории (так и хочется сказать «бывшего парка») очень много старых, засохших, сломанных, больных деревьев и кустарников. Так много поврежденных деревьев. И, наверное, по вине людей. Вот, например, один частный предприниматель построил в парке летнее кафе и танцплощадку, но забор вокруг заведения построил, прибивая его деревянные части прямо к живым деревья! От этого ведь дерево заболеет и засохнет. Все заасфальтированные площадки бывших аттракционов вспучились, потрескались, покрылись трещинами от пробивающегося через асфальт кустарника. Юго-западная часть парка вся превратилась в болото, поросла осокой и камышом. Могила героя-партизана Шиткинского фронта времен гражданской войны в Сибири И.А. Бича-Таёжного полностью разрушена. Кто-то просто содрал-выдрал с надгробия чугунную плиту с могильными надписями. Территория могилы вся заросла. Северная часть парка вся покрыта кустарником, заболотилась и превращается в свалку. Пропали некоторые пролеты металлической ограды, а кирпичные столбы ограды разрушаются. Сиротливо торчат столбы электрического освещения парка, без проводов и плафонов. Наверное, у взрослых, у городской власти найдется объяснение этому. Только от этого ничего не меняется и легче не становится. Хотя
меняется отношение людей к органам власти. К тем, кто когда-то нес коммунистические идеи в массы, ставил борцам за коммунизм памятники, а потом их же разрушал, не пытался сохранить, отстоять.
Сегодня, городской парк культуры и отдыха таковым назвать никак нельзя. Его просто нет. Разрушен. Теперь это место нельзя назвать даже, как когда-то, «территорией пригодной для гуляния».
Вряд ли кто осмелится пойти туда погулять и полюбоваться вечерними летними закатами.
Жаль, что «гипсовый» мальчик всего этого не увидел. Если бы увидел, то он сразу перестал бы быть «гипсовым», то есть его сознание освободилось бы от многих-многих коммунистических убеждений. И стал бы он нормальным мальчишкой.
Но ему это, наверное, не легко бы обошлось. Так трудно расставаться с верой, с убеждениями. Где-то в 70-х гг., я пока не установила когда именно, в парке поставили колесо обозрения, о былом существовании которого сейчас напоминают только редкие любительские фотографии да воспоминания. Но обозревать с него Тайшет, его окрестности моему легендарному мальчишке-пионеру не пришлось. Он к этому времени уже вырос, может быть, уехал из города, а гипсовое напоминание о том, что он жил-был в Тайшете, разрушили. И сейчас только можно задать вопрос «А был ли мальчик?..». Был, и не один. Я точно знаю.
Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.
Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.