16.10.2007 | Балет
Не плачь о нем, АргентинаПрощальное танго Хулио Бокка в Москве
В Москве прошли гастроли «Балета Аргентины» под руководством знаменитого танцовщика Хулио Бокка. Его мировая карьера началась в 1985 году с победы на Пятом международном конкурсе артистов балета в Москве. В декабре Бокка, добившийся популярности поп-звезды и ставший одним из самых ярких символов Аргентины, собирается покинуть большую сцену.
Но прежде он совершает прощальное турне по США, Латинской Америке и Европе с программой, посвященной танго - самому аргентинскому из всех танцев.
С балетной сценой Хулио Бокка уже попрощался несколько лет назад, и именно в Москве. На основной сцене Большого театра, где началась его триумфальная карьера, он исполнил одну из своих коронных ролей - Базиля в «Дон Кихоте». Программа "Bocca Tango" представляет его совершенно иначе: уже не как танцовщика, а как знаменитого артиста, бросающего последний прощальный взгляд на сценическую деятельность.
Для всего мира Хулио Бокка - суперзвезда: он соединил серьезные творческие достижения в балетном театре с умением вписаться в формат шоу-бизнеса, став таким же символом Аргентины, как футболист Диего Марадона или писатель Хорхе Луис Борхес.
На балетной сцене его ценили за феноменальный прыжок и заразительный темперамент, органично сочетавшийся с обаянием лирического героя. Его персонажи покоряли и располагали к себе не силой страстей, а добродушием и открытостью миру. Он был премьером практически всех ведущих балетных трупп, исполнял всю балетную классику XIX века и обширный репертуар ХХ века.
Для Бокка ставили крупнейшие хореографы Ролан Пети и Альберто Алонсо. Кроме того, Бокка танцевал и пел в знаменитых бродвейских мюзиклах «Кабаре» и «Чикаго», выступал с танцевальными шоу во главе своей труппы «Балет Аргентины» перед тысячными толпами на футбольных стадионах, участвовал в эротических фотосессиях глянцевых журналов и снимался в фильме «Танго» легендарного Карлоса Сауры, основал танцевально-театральную школу, вошел в состав Международного совета танца при ЮНЕСКО.
В программе "Bocca Tango" Бокка представлен персонажем, для которого все это в прошлом. Выглядит он великолепно: мускулист, пластичен, артистичен.
Он умеет превратить в танец даже отдельный жест, шаг, поворот головы. Но те считаные па, несколько вращений, прыжков и поддержек, которые предложила ему хореограф Анна Мария Стекелман, - не столько танец, сколько простое присутствие артиста на сцене.
Российские зрители старшего поколения хорошо помнят непревзойденный анекдотический пример отечественной артистической халтуры, степень которой, пожалуй, должна быть признана сегодня концептуальным достижением. Представьте себе концерт в захолустном клубе. Ведущий торжественно объявляет: «Полонез из оперы «Иван Сусанин». Включается фонограмма, и одинокая пара именитых немолодых артистов несколько минут только и делает что торжественно расхаживает по пустой сцене под музыку, предназначенную для грандиозного дефиле многочисленного кордебалета и хора в роскошных костюмах на фоне ослепительных декораций.
Программа "Bocca Tango" не столь откровенно авантюристична, но по своей природе близка именно к такому жанру «гастрольного полонеза». Под музыку Астора Пьяццолы в исполнении оркестра под управлением Жулиана Вата, певцов Гизелы Сара и Эстебана Риеры группа танцовщиков во главе с Хулио Бокка и Чечилией Фигаредо исполняют незамысловатые танцевальные номера. Артисты профессиональны, энергичны, выразительны, но их шоу соотносится с настоящим аргентинским танцем так же, как сувенирная продукция из магазинов дьюти-фри с подлинными художественными изделиями.
В гости норвежцев позвал берлинский Штаатсбалет, которым второй сезон руководит испанец Начо Дуато. Балет Ghosts в его духе – мрачновато, междисциплинарно, но не опасно и вполне консервативно. И очень стильно.
Испанец Начо Дуато под огнем критики уже с января 2013-го, когда его официально представили в качестве преемника Владимира Малахова. Получить место оказалось легче, чем доказать критике, что ты его заслуживаешь, — никакие достижения в расчет не брались. Вундеркинду 90-х явно показывали, что он не на своем месте. Во всяком случае, в Берлине.