Франция
28.09.2007 | Кино
Лучшие друзья девушек“Роковая красотка” — комедия одновременно гламурная и антибуржуазная
"Роковая красотка" французского режиссера Пьера Сальвадори в оригинале именуется Hors de prix, "Бесценная". Фильм хорош уже тем, что позволил продемонстрировать артистическое изящество обоим исполнителям главных ролей - Одри Тоту, доказавшей, что она способна играть не только альтруисток, и менее известному у нас комику с необычным именем Гад Эльмале.
Новую картину с Тоту в большинстве кинотеатров подают как романтическую комедию. Или авантюрно-романтическую. Но я бы сказал, что это лента гораздо более редкого жанра — жанра “изящная приятная штучка”. Придумав название “Роковая красотка”, наши прокатчики, видимо, желали намекнуть зрителю, что фильм похож на “Красотку” с Джулией Робертс. Отдаленно — да. Существует и более высокое сравнение, которого “Роковая красотка” удостоилась в интернете, — с экранизацией “Завтрака у Тиффани”. Не вступая в опасный спор, выдерживает ли Одри Тоту сопоставления с Одри Хёпберн, заметим, что профессии их героинь и впрямь родственны. И что оба фильма по сравнению с типичными американскими романтическими комедиями позитивно отличаются отсутствием как слащавости, так и тупой назидательности (хотя литературная основа “Роковой красотки”, понятно, куда более легковесна. Никак не Труман Капотэ).
В целом “Роковая красотка” не просто изящная штучка, но еще и штучка французская, какие самим французам удаются редко. Если говорить о сюжете, то слегка — по-французски — пикантная. Она — девушка из породы, как раньше говорили, куртизанок, чья задача — профессионально устроиться на содержание к богатому нежадному папику. Одну такую девушку я имел честь наблюдать лично — все очень похоже. Действует она в престижнейших отелях на Лазурном Берегу. Одри Тоту очень ловко изображает все оттенки притворства — нет ничего выигрышнее для хорошей актрисы, чем сыграть ту, которая постоянно играет в жизни.
Поскольку запасы кредитной карты, полученной от очередного папика, тут же расходуются на приобретение роскошных платьев и аксессуаров, то Одри Тоту весь фильм меняет наряды, туфли, драгоценности, прически, что окончательно делает роль бенефисной.
Он — тихоня-официант в одном из главных отелей, которого она из-за строгого вечернего костюма, которые носят там официанты, принимает за очередного искомого богача. Из-за связи с ним теряет богатого ухажера. Озлившись, за один-единственный день растрачивает все умеренные сбережения официанта — и прогоняет. На том бы они и расстались, да он, желая быть поближе к ней (влюбился, однако!), решает пойти ее же путем — стать спутником богатой дамы, альфонсом, жиголо. Дальнейшее — их существование порознь, но вместе, потому что они ищут любые возможности для свиданий (она постепенно тоже привязывается к нему — впрочем, они еще любят обмениваться профессиональным опытом), казусы, ухищрения, разоблачения, скандалы — все, что надо.
Обычная сюжетная логика таких картин — красивая жизнь и ее последующее разоблачение. В “Роковой красотке” — красивая жизнь почти без разоблачения. Во всяком случае, видимого массовому зрителю. Большинство юных барышень, которые посмотрят фильм, скорее всего, не станут портить себе настроение мрачными мыслями о той цене, какую героиня Тоту платит за свои платья. Они скорее подумают о том, что им подобные платья тоже придутся к лицу. В то же время для легкого фильма “Роковая красотка” построена достаточно умно, и кто захочет — сможет сделать для себя выводы о том, насколько несвободны оба главных персонажа, насколько жестоки по отношению к ним те, кто их ужинает и танцует, и насколько они, в свой черед, жестоки по отношению к спутникам-кошелькам.
Ожидаемо антибуржуазным является и финал фильма — этакая вариация на темы песни “Битлз” Can't Buy My Love, или же “Любовь нельзя купить”. Режиссер Пьер Сальвадори, кстати, считает, что его фильм, с долей шутки, можно рассматривать как комедию о классовой борьбе.
Но оптимистический финал явно не точка (если, конечно, отнестись к героям легкого фильма как к двойникам реальных людей). Так что если мораль в фильме и появляется — то тут же робко испаряется. Причем вместе с хеппи-эндом (чего ряд зрителей, к счастью, не заметит тоже, покинув зал в превосходнейшем настроении).
Как я услышал на выходе из кинотеатра: “Они ведь не смогут жить вдвоем! Она уже привыкла к большим деньгам — да и он тоже! Он-то хоть на работу устроится. А она? Она явно ничего не умеет делать!” А ведь этот фильм, думаешь вдруг, дает хорошую тему для школьных сочинений: “Нравственный выбор героев в фильме “Роковая красотка”.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.