06.09.2007 | Арт
Мышкари на ВолгеНовый фестиваль в Ярославской области
Мышкарями в просторечии называют жителей славного города Мышкин Ярославской области. История города сложилась как-то очень затейливо, уютно. Густо пересыпана байками, фантастическими подробностями. Судите сами: все начинается с того, что, дескать, мышь спасла жизнь уснувшего на берегу Волги князя. Пробежала у лица, пощекотав хвостиком аккурат в тот момент, когда подползала к спящему воину змея. Князь возблагодарил Бога за спасение. Поставил на берегу Волги часовню во имя Бориса и Глеба. Мышь тоже не была обижена. Вокруг храма сложился город. Получил название Мышкин. По административной реформе эпохи Екатерины Второй в 1777 году городской статус был подтвержден. С 1778 года герб города украшают две картинки: вверху «ярославский» медведь с топором, внизу – мышь обыкновенная. Прославился город своими ремеслами, а также тем, что уроженец села Каюрова Мышкинского уезда Петр Арсеньевич Смирнов создал русскую водку.
Само собой, сегодняшний Мышкин и мышкинцы очень хотят симпатичную свою историю, живописные виды, самобытную архитектуру сделать прибыльной статьей турбизнеса. В 1990-е годы над концепцией развития «комплекса культуры» города Мышкин работал видный историк архитектуры, профессор МАРХИ, член Общественной палаты Российской Федерации, председатель комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев. Его идеи экономической и культурной самостоятельности города нашли в свое время среди мышкинцев горячую поддержку. Несмотря на противодействия районной администрации, творческая энергия жителей по развитию туристического сервиса дала свои результаты. В городе открыто аж двенадцать музеев народного искусства и ремесел. Самую богатую коллекцию в 15 тыс. экспонатов имеет Народный этнографический музей, основанный коллекционером В.А. Гречухиным. Гордостью мышкинцев является и Дом ремесел, созданный энтузиазмом мастера – золотые руки Василия Теркина. В Доме имеются мастерские: керамическая, кузнечная, токарная. Подростки из Мышкина, окрестных сел и даже Ярославля специально записываются к Теркину в подмастерья. Для туристов мастер и ученики во всех материалах делают кукольных мышей. Себе подмастерья куют мечи для игр в жанре фэнтези (типа толкиенистских).
Музеи Мышкина, в том числе Музей мыши, Музей валенок, Картинная галерея очень обаятельны. Но минус у всех один: экспозиции являются плодом просвещенного дилетантизма. Платформой современного плана развития туризма они пока быть не в состоянии.
Вообще выбор стратегии туристического развития для города, жителей, администрации очень важен. Да, конечно можно завлекать пресыщенных туристов с проезжающих теплоходов сувенирами, массовиками-затейниками и строящимся прямо у пристани домом отдыха «Мыши» с сауной и VIP-услугами. Однако этот путь малоперспективный хотя бы потому, что рассчитан он на прием случайных туристов с теплоходов, а волжский круизинг сегодня переживает не лучшие времена. Заинтересовать возможной альтернативой развития культурной жизни Мышкина и попытался первый артфестиваль «Modus Agendi – образ действий», организованный Московской школой фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, Нижегородским филиалом ГЦСИ, международной художественной ассоциацией ESCALE, московским фондом ЭРА, ярославским центром современного искусства «Арс-форум».
Автор идеи фестиваля художник Владимир Куприянов корректно понял специфику культурного диалога Мышкина и мира:
чтобы избежать анекдотических ассоциаций с Нью-Васюками, культурная политика Мышкина должна быть не безадресная, а точечная. Нацеленная на отдельные профессиональные, социальные группы, которые могут рассматривать город и окрестности как базу для творческих экспериментов, своего рода артлабораторию.
Куприянов давно знает и любит Ярославскую губернию. В селе Поречье Ростовского уезда создал мощную информационную кампанию в защиту разрушенной церкви Петра и Павла. Удалось привлечь спонсоров, и благодаря строительной фирме «Губернский город», храм сегодня восстанавливается. Параллельно Владимир путешествует по области. Изучает жизнь, природу. Фиксирует увиденное на пленку. Делает передвижные выставки, встречи, собирающие разобщенных по волжским селам и городам художников, архитекторов, просто любящих искусство людей. Теперь вот решился на фестиваль и формат ему выбрал самый адекватный: workshop – занятие искусством как семинар, обмен идеями, открытый процесс. Арендовали полуразрушенный дом отдыха «Охотино» с симпатичными деревянными домиками на противоположном Мышкину берегу, где открывается фантастически красивый волжский Belle Vue. В течение недели художники из разных стран изучали, придумывали, работали. Ударной группой стали ярославские студенты-архитекторы и... французы, испанцы, немцы, японцы, поляки из марсельской ассоциации SPRAY, делающие программы под названием ESCALE.
Дружелюбные, позитивные, легкие на подъем художники из марсельской ассоциации действуют так: по звонку мобильного или по письму на интернет-«мыло» отправляются в разные точки мира, чтобы сделать что-то сходное с жанром флеш-моб.
Такая интервенция силами искусства фокусирует неповторимость выбранного места. В Картинной галерее Мышкина с реалистическими картинами местного заслуженного художника они разместили маленькие инсталляции – почти незаметные, мышьи следы. Инсталляции честно предъявляют интерес французов к вернакулярной языковой среде, артефактам быта россиян. Остроумной вышла композиция из белых мраморных слоников, крадущихся, словно мыши, по дощатым полам галереи в окружении осыпавшихся бумажек – лепестков с афоризмами и изречениями. Ярославцы (группа ОПА – Объединение практикующих архитекторов) путь к парому выложили старыми уличными вывесками и сделали альтернативную топографию Мышкина. Из выбранного ими главным художественным материалом мусора они сконструировали забавные объекты, которые будут существовать столько, сколько позволят им жители города, стихии и время.
Эта экологичная адаптация искусством сложившейся среды отличает все проекты фестиваля. Их незаметность, возможно, свидетельствует о желании художников прежде всего разобраться не с выбранной для экспериментов территорией, а с самими собой, своей внутренней реакцией на предлагаемые правила игры.
Апофеозом фестиваля стал перфоманс на берегу Волги именитых москвичей Германа Виноградова и Сергея Летова. Художник и музыкант славили стихии мироздания. Летов играл на саксофоне медитативные мелодии, абсолютно аутентичные шуму ветра, плеску прибоя и движению плывущих по небу облаков. Виноградов музицировал на конусах, цилиндрах, гантелях. Творил на планшетах портреты четырех элементов. Декламировал футуристические «Письма с Мадагаскара» Ляли Бубрик и Люли Бибрик.
А в конце нагой уплыл в речную даль. Тем самым красноречиво сформулировал послание фестиваля: хочешь что-то понять – смири гордыню, растворись...
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.