Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

21.07.2007 | Книги

Поколение NEXT

Евгений Чичваркин как символ смены вех в русском бизнесе

На фоне сегодняшней чинной и бесцветно-респектабельной бизнес-элиты Евгений Чичваркин, фронтмен и владелец компании «Евросеть», смотрится эдаким тропическим цветком – экзотичным, кричащим, агрессивно-заметным. Скандалист поистине эпического масштаба, в разное время публично перессорившийся едва ли не со всеми крупными участниками рынка (о войне Чичваркина, скажем, с «Самсунгом» впору складывать если не саги, то уж во всяком случае частушки); грубиян и матерщинник, протащивший обсценную лексику даже в рекламу собственной компании; эпатажник, демонстративно игнорирующий деловой дресс-код и рискующий появляться среди чопорных галстуков и пиджаков в рваных джинсах и умопомрачительных майках, – все это делает Чичваркина фигурой не просто яркой, но прямо-таки люминесцентной.

Впрочем, и это, и многое другое легко сходит ему с рук в силу феерической успешности его компании, за десять лет проделавшей путь от тесного ларька в грязном переулке до сотового ритейлера номер один, раскинувшего свою сеть по всей России – от Балтийска до Анадыря.

Столь стремительный взлет и столь необычная поведенческая стратегия неизбежно вводят каждого решившегося писать о Чичваркине в соблазн превратить свою книгу в бойкий компендиум нравоучений и рецептов, якобы призванных помочь начинающему предпринимателю повторить триумф хозяина «Евросети». Однако Максим Котин, корреспондент журнала «Секрет фирмы» и лауреат журналистской премии имени Никиты Кириченко, умело противостоит этому искушению: «Чичваркин Е…гений» не банальное псевдопрактическое пособие, но подробный, в меру комплиментарный и очень красочный портрет Чичваркина, наложенный на увлекательное описание его головокружительного бизнес-анабасиса.

Мальчик из приличной семьи (папа – пилот гражданской авиации, мама – экономист в министерстве) с детства проявляет черты образцового мальчиша-плохиша, будущего приспешника буржуинов: по мелочи спекулирует, проникает на каток через дырку в заборе – лишь бы не платить десять копеек за вход, а на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» отвечает встречным вопросом – «А кто больше всех зарабатывает?». В институте организует пункт проката порнографических видеокассет, втридорога сбывает проституткам импортные трусы, а попутно продает на рынке в Лужниках сникерсы и паленые джинсы.

Открыв в 1996 году на паях с другом ларек, торгующий редкими по тем временам и запредельно дорогими «мобилами», Чичваркин начинает деятельность на новом месте с кражи штендера (рекламного щита, зазывающего покупателей в магазин) у соседей.

Успешно пережив кризис 1998 года и уже превратив свой бизнес из малого в средний, начинает восхождение к славе с серии грубых скандалов с поставщиками и конкурентами. Ну и разумеется, сигнальной ракетой, возвещающей о превращении «Евросети» в могущественную империю, становится похабный рекламный стишок с задорной рифмой «Евросеть» – «о..еть», за пару недель увеличивший продажи в магазинах Чичваркина в четыре раза.

Все эти любовно собранные Котиным милые биографические подробности, помноженные на вызывающий внешний вид и поведение, превращают Чичваркина в идеального бизнес-фрика – российский аналог предпринимателя-эксцентрика Дональда Трампа (кстати, с Трампом их роднит не только манера строить свой имидж, но и интерес к телевидению. Оба они достигли популярности, далеко выходящией за рамки деловой среды, в первую очередь благодаря участию в телепроектах: Трамп создал собственное реалити-шоу, Чичваркин успешно ведет еженедельную программу о мобильной связи на третьем канале). Как показывает практика, подобная стратегия исключительно выигрышна – время от времени напяливая шутовской колпак и позволяя себе вещи заведомо непозволительные, бизнесмен может решать задачи, не решаемые в рамках традиционной модели поведения. Более того, наличие такого трикстера от предпринимательства идет на пользу и всей индустрии в целом: в проломы, проделанные непредсказуемыми нонконформистами вроде Чичваркина, устремляются его куда более традиционные и «нормальные» последователи и конкуренты.

Однако ради того, чтобы сообщить все эти занятные, но вполне очевидные вещи, едва ли стоило затевать такой масштабный проект, как полноценная биография, и Максим Котин это прекрасно понимает.

Описывая Чичваркина как энергичного и талантливого хулигана, он ни на минуту не выпускает из виду еще одно обстоятельство: несмотря на всю свою эксцентричность его герой поразительно, просто-таки невероятно типичен. В самом деле, происхождением из мелких спекулянтов могут сегодня похвастаться девять десятых отечественных предпринимателей. Другое дело, что мало кого эта дорога заводит так высоко, как она завела Чичваркина, и не каждый экс-барыга способен так открыто признать генеалогию своего капитала, как это делает владелец «Евросети». Именно эта черта – готовность публично и без стеснения говорить о собственном «низком», торгашеском происхождении, а вовсе не любовь к ярким кедам и ненормативной лексике и выделяют Чичваркина среди сегодняшних бизнесменов.

И как раз в этой легализации образа предпринимателя «из народа», сколотившего первоначальный капитал на занятиях, которых сегодня принято стыдиться, и состоит его особая социальная функция, очень точно осознанная и зафиксированная Максимом Котиным.

После драматичного ухода со сцены олигархического поколения отечественных предпринимателей, сделавших свои миллиарды на близости к государственным структурам и вволю наигравшихся в медийные игры, российский бизнес-истеблишмент долгое время оставался без собственной выразительной физиономии, без роду и племени, без родословной и идеи. Именно этот пробел, если верить Максиму Котину, и заполняет своей харизматичной персоной Евгений Чичваркин – самый яркий и в то же время самый типовой предприниматель постолигархической эпохи.



Источник: «Эксперт», №26, 9 июля 2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.04.2019
Книги

Самый что ни на есть первый

В «Отделе» кроется хитрость: на самом деле роман не второй, а самый что ни на есть первый, так же напечатанный в «Волге» аж три года назад. В книге легко просматривается сальниковский стиль: герои, несмотря на жестокость, выглядят нелепыми и смешными, а реальность периодически сбоит и удаляется от нормы.

Стенгазета
25.03.2019
Книги

Приговор Европе

Выбор темы и места действия романа не удивляют. Дмитрий Петровский — консерватор и националист, автор «Спутника & Погрома» и Russia Today, житель Берлина и критик устоев современной Европы. Во взглядах автора и кроется основной смысл романа.