Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

25.07.2007 | Книги

В плену у троллей

Роман Мари Хермансон одновременно напоминает и сказки Туве Янссон, и лучшие фильмы Ингмара Бергмана

Вскормленная обильными государственными субсидиями, на протяжении двух десятков лет остающаяся любимым культурным проектом правительств Дании, Швеции и Норвегии и объектом их неусыпной заботы, современная скандинавская литература и в самом деле достигла того состояния, при котором место происхождения служит гарантией качества: откровенно плохие романы стали в этом регионе большой редкостью.

Но даже на таком добротном фоне роман Мари Хермансон, шведского аналога нашей литературной гранд-дамы Людмилы Улицкой, выглядит более чем просто неплохо.

Одинокая и застенчивая Ульрика, дочка скромного зубного врача, страстно и взахлеб дружит со своей сверстницей и соседкой по даче Анн-Мари — младшим ребенком в большом, лучезарно счастливом богемном семействе Гаттманов. Волей случая Ульрика становится свидетельницей трагедии, разворачивающейся в доме ее подруги: четырехлетняя приемная дочь Гаттманов Майя, немое аутичное создание, в младенчестве вывезенное из индийского приюта, странным образом исчезает, чтобы обнаружиться при еще более загадочных обстоятельствах шестью неделями позже. Эти страшные шесть недель становятся отправной точкой, меняющей жизнь всех героев: дает трещину и распадается счастливый дачный мирок, рушатся детские иллюзии, рвутся дружеские и семейные узы.

Лишь через много лет Ульрике, уважаемому этнологу, специалисту по так называемым пленникам гор — персонажам скандинавского фольклора, якобы побывавшим в плену у троллей, удается узнать, что же случилось тем давним летом.

И хотя к исчезновению Майи тролли непричастны, разгадка оказывается неожиданной, странной и щемяще печальной…

Насквозь пропитанный ощущениями летнего дачного счастья, неразделенной детской полудружбы-полувлюбленности, юношеского неясного томления, тайны, надежды и разочарования, роман Мари Хермансон одновременно напоминает и сказки Туве Янссон, и лучшие фильмы Ингмара Бергмана — так же, как они, оставляя по себе долгое сложное послевкусие и источая легкое, не объяснимое в рассудочных терминах золотистое свечение.



Источник: «Эксперт», №22, 11 июня 2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
24.06.2019
Книги

Две стороны одной морали

Пелевин промахивается с трендами. Герои выглядят неактуально, олигархов средней руки забыли несколько расследований Навального назад. Не удалась и пародия на стартапы — по сути, в романе нет никакой технологичности, да и Сколково уже несколько лет не ассоциируется с передовыми разработками. Феминизм даёт больше поводов для тонкой иронии, чем простодушное высмеивание волосатых подмышек.

Стенгазета
29.05.2019
Книги

Человек против мира

Как и в предыдущем романе «Зулейха открывает глаза», за который Яхина получила премии «Большая книга» и «Ясная поляна», писательница снова выбрала главным героем представителя малого этноса — татарскую крестьянку сменил немецкий колонист.