Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

15.06.2007 | Литература

Напрасные жертвы

Книжный фестиваль мог бы оказаться важеным для города, но стал для посетителей лишь упущенным дачным днем

В Москве во второй раз прошел международный книжный фестиваль, организаторы которого попытались на несколько дней превратить внутренний дворик Центрального Дома Художника на Крымском валу в полуостров Крым.

По периметру двора установили белые шатры с названиями Керчь, Коктебель, Ялта, Гурзуф, Бахчисарай, Артек. В центре построили открытую сцену. Повесили гамаки. В придуманный антураж вписались уже имевшиеся на месте пересохшие фонтаны и декоративные предметы из дерева.

Программа фестиваля предполагала пять дней, насыщенных встречами с писателями, разговорами о книгах, показами редких фильмов, выставками современного искусства и концертами. Параллельно должна была развиваться отдельная программа для детей. Заявленный перечень дополняла вереница громких имен современных прозаиков – от Терри Пратчетта и Кристофера Бакли до Дмитрия Быкова и Татьяны Устиновой. Словом, обещали «свободный праздник людей, объединенных вокруг книги», где посетитель будет с утра до вечера окружен всевозможными событиями, дискуссиями и перформансами.

Реальность, как водится, выглядела иначе. Бедному читателю предстояло заранее решить, то ли ему съесть Гашека в Керчи и послушать обсуждение проблемы сегодняшнего облика государственного писателя в Гурзуфе. То ли посмотреть видеопоэтические ролики, после чего узнать результаты премии «Московский счет» (а мероприятия, которые хотелось бы посетить одному человеку, как на зло, должны были начинаться в разных шатрах в одно время). То ли выбрать встречу с известным писателем в жанре фэнтези Терри Пратчеттом и пойти на концерт Дельфина. Все это происходило 9 июня, во второй день фестиваля.

Так и не совершив необходимый выбор заранее, решаем сделать его на месте по настроению и отправляемся на фестиваль.

Побродив по открытой набережной букинистов, вступаем на «крымскую» территорию. Немедленно узнаем, что съесть Гашека нам не удастся в связи с отменой мероприятия по техническим причинам. Первый выбор невольно сделан: отправляемся смотреть видеопоэтические ролики. Они небезынтересны, но через полчаса требуют немедленной смены занятия. Сверившись с программой,  обнаруживаем полное отсутствие событий и занимаем еще полчаса посещением двух шатров филиала книжного магазина «Москва». (Это единственное место на территории фестиваля, где можно купить собственно книги, но стоит ли ради урезанной «Москвы» ехать на Крымский?).

Внезапная альтернатива книжному магазину обнаруживается внутри здания ЦДХ в виде выставок. Фестиваль рисованных историй «КомМиссия» представил все самое интересное из конкурсной программы 2007 года и собрал немало публики. Вторым приятным открытием стала выставка современной японской каллиграфии. Впрочем, это мероприятие, склоняющее к медитации, отчего-то в программу книжного фестиваля внесено не было. Хотя имело к ней непосредственное отношение и даже предлагало всем желающим до 12 июня сочинить собственное хайку.

Вернувшись во внутренний дворик и решив пожертвовать встречей с Терри Пратчеттом ради вручения премии «Московский счет», отправляемся к Ялтинскому шатру, там, в толпе литературной богемы, понимаем, что мероприятие безнадежно задерживается. А потому можно успеть послушать обсуждение облика современного государственного писателя. Впрочем, произнеся по заготовленной реплике о судьбе госзаказа в литературе, участники довольно быстро договорились до того, что госзаказ – вещь темная, а литература – вечная, и вместе не сойдутся, хотя могли бы, но ни в коем случае не намеренно. Делаем вывод о совершенно напрасной жертве встречей с Терри Пратчеттом, так как там, судя по репликам очевидцев, как раз и было интересно. К этому времени сил дожить до вечернего концерта Дельфина уже не остается.

Завершая квест по программе дня и оставляя на вечерней территории фестиваля только подростков – фанатов Дельфина, обнаруживаем, что из начальных богатых альтернатив впечатление с пользой проведенного времени оставили лишь незапланированные выставки комиксов и японской каллиграфии.

Тем же вечером желающие могли ознакомиться с записями официального блогера, с увлечением описывающего свои перемещения по территории фестиваля и увлекательное общение с его устроителями и участниками. А обычный посетитель, предоставленный собственной воле в попытках найти себе на этом празднике подходящее занятие, возможно, лишь предавался сожалениям об упущенном дачном дне.











Рекомендованные материалы



Праздник, который всегда с нами

Олеша в «Трех толстяках» описывает торт, в который «со всего размаху» случайно садится продавец воздушных шаров. Само собой разумеется, что это не просто торт, а огромный торт, гигантский торт, торт тортов. «Он сидел в царстве шоколада, апельсинов, гранатов, крема, цукатов, сахарной пудры и варенья, и сидел на троне, как повелитель пахучего разноцветного царства».

Стенгазета

Автономный Хипстер о литературном стендапе «Кот Бродского»

В этом уникальном выпуске подкаста "Автономный хипстер" мы поговорим не о содержании, а о форме. В качестве примера оригинального книжного обзора я выбрал литературное шоу "Кот Бродского" из города Владивостока. Многие называют это шоу стенд-апом за его схожесть со столь популярными ныне юмористическими вечерами. Там четыре человека читают выбранные книги и спустя месяц раздумий и репетиций выносят им вердикт перед аудиторией.