Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

18.05.2007 | Театр

Кризис старшего возраста

В Салониках прошел фестиваль лауреатов премии «Европа театру»

Главной и чуть ли не единственной темой уникального в своем роде международного театрального фестиваля, который в этом году проводился в греческих Салониках, оказалась старость. И ведь никто эту тему не навязывал. У фестиваля премии «Европа театру» вообще никакой темы не предполагается. Просто ведущие театральные критики Европы решают, кто на данный момент определяет лицо мирового театра и кто обещает определять его в ближайшем будущем. Среди главных лауреатов прошлых лет Арина Мнушкина, Питер Брук, Джорджо Стреллер, Лев Додин, Пина Бауш, Гарольд Пинтер. А среди «обещающих», то есть обладателей премии «Новая театральная реальность» Анатолий Васильев, Кристоф Марталлер, Томас Остермайер, Жозеф Надж. Поди навяжи им какую-нибудь тему.

Программа фестиваля включает в себя свежие премьеры лауреатов – вот и вся формула. Тем любопытнее, что, не сговариваясь, лауреаты 2007 года привезли спектакли о стариках и старости. И уже в ходе их обсуждений и пресс-конференций попытались оценить совпадение: стареет Европа.

Событием фестиваля в Салониках стал открывший его программу спектакль Нового рижского театра «Долгая жизнь» (кстати, в этом сезоне получивший премию «Золотая маска» за лучший зарубежный спектакль, показанный в России). Его режиссер Алвис Херманис стал одним из двух лауреатов премии «Новая театральная реальность» этого года. Отталкивающая поначалу натуралистичная картина убогой коммуналки, где старые вещи сообщают об обитателях больше, чем любые слова, к финалу не только примиряет зрителя с увиденным, но и дает надежду: старость не трагедия, а теплоты и любви может хватить и на долгую жизнь. Удивительно, с какой настойчивостью европейские критики (особенно немецкие) пытались найти в херманисовской коммуналке социальные и даже политические конфликты. Они сразу разделили персонажей по национальному признаку: сварливая семейка – русские, скорбящая о потерянном сыне – латыши, а одинокий старик-радиолюбитель – бывший солдат вермахта. Режиссер только улыбался в ответ. Для него театр – прежде всего эмоции людей, их истории, их жизни, а вовсе не продолжение предвыборных теледебатов. «Аккумулировать на сцене отрицательную энергию легко. Мы пытаемся аккумулировать энергию положительную. Это куда труднее», – попытался повернуть разговор в свою сторону награждаемый режиссер. Да куда там. «А почему у вас тогда в последней премьере «Отцы», выпущенной месяц назад в театре «Шуашпильхауз» города Цюриха, в одном пространстве сведены немец, латыш и русский?!» Как будто разные национальности героев уже означают непримиримый конфликт. Сам спектакль навязываемую дискуссию никак не поддержал: три исполнителя – успешный немецкий актер (Оливер Стаковски), средней руки актер латышский (Гундарс Аболиньш) и русский эмигрант Юрий Баратынский – очень разные, с очень разными биографиями, рассказывают друг другу о своих очень разных отцах. И прямо на сцене начинают осознавать в себе собственных отцов, понимать, как отцы, того не ведая, лепили из них собственный образ и подобие.

Два замечательных актера и один художник (Юрий Баратынский впервые в жизни играет на сцене) рассказывают в основном истории из собственной жизни на фоне фотографий своих реальных отцов и по ходу спектакля, постепенно гримируясь, достигают с ними портретного сходства.

Люди близки друг другу. И попытки найти эту близость куда интереснее и ценнее, чем в очередной раз спекулировать на национальном вопросе или на конфликте поколений.

Но вот уж кто отвечает ожиданиям критиков – это второй лауреат, драматург из Сербии Беляна Сбрлянович, ставшая у нас известной после спектакля Нины Чусовой в «Современнике» «Мамапапасынсобака» по ее пьесе «Семейные истории». Представленный спектакль Югославского театра драмы (Белград) по пьесе Сбрлянович «Кузнечики» – набор банальностей на тему: молодые только и ждут, когда старики подохнут, потому что они или зануды, или немощные, или обладатели состояний, которые хочется побыстрее унаследовать. Что уж в этой реальности нового, не знаю, но точно нет ничего интересного.

Главную премию «Европа театру» в 2007 году получил знаменитый канадский театральный и кинорежиссер Робер Лепаж, который будет специальным гостем Чеховского фестиваля этого года, где будут показаны четыре спектакля.

Судя по отрывкам, которые Лепаж показал в Салониках, идти надо на все. Тонкая ирония, открытое бравирование сценической условностью и органичное использование новых технологий только подчеркивают искренность и человечность рассказываемых им историй. Например, монолог стареющей английской учительницы, страдающей болезнью Альцгеймера и пытающейся снова и снова восстановить из мешающихся фрагментов пазл собственной жизни, исполнил актер-мужчина, не вставая с инвалидного кресла, и героиня его вызывала отнюдь не жалость, а чуть ли не восхищение.

Со вторым лауреатом главной премии вышел казус. Старейшина европейского режиссерского цеха немец Петер Цадек отказался приезжать в Салоники, сославшись на занятость выпуском следующей премьеры. Но по условиям фестиваля присутствие лауреата обязательно, ведь это не только церемония вручения, это и уникальная возможность для театральных людей со всего мира личных встреч и открытых дискуссий с признанными мастерами, обсуждений новых работ, интервью и тому подобное. А потому Цадека решили наказать и денежную составляющую премии (30 тыс. евро) ему не вручать. Цадек в ответ прислал подробное письмо, которое к концу второго часа торжественной церемонии наконец собрались было зачитать. Но тут на сцену вышла актриса театра «Берлинер ансамбль» и предложила немедленно прекратить «говорильню» и начать-таки привезенный ими спектакль «Пер Гюнт» в постановке Цадека. «Ради чего собрались?» – спросила она зал. И зал зааплодировал. Это стало очень эффектным завершением фестиваля и посвященного ему симпозиума, главная тема которого в этом году звучала так: «Кому нужны премии?»



Источник: "Время новостей", № 78, 08 мая 2007 года,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
14.02.2022
Театр

«Петровы в гриппе»: инструкция к просмотру

Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.