МуАр (Флигель-Руина), до 26 ареля
24.04.2007 | Арт
Занимательная семиотика"Добрые знаки" от студийцев "ДЭЗ № 5"
"ДЭЗ № 5" – это студия, в которой дети (преимущественно из семей московской богемы - художников, дизайнеров, архитекторов, издателей) под руководством профессионалов создают смешные объекты-скульптуры из проволоки, бумаги, скотча, поролона и прочих нетрадиционных материалов, а заодно постигают азы современного искусства, которому эстетика трэша давно стала родной. Дело поставлено очень серьезно, по-взрослому. Каждый год задается новая тема для творчества. Для каждого объекта от автора требуется описание-экспликация (а наличие текстовых подпорок к работе является неписаным правилом для "актуального" художника). У отчетных выставок есть штатный куратор. К вернисажу издается буклетик-каталог с музейным описанием техники и размеров произведений.
Можно назвать все это инфантильной пародией на арт-процесс, а можно – школой искусства.
В сезоне 2006/07 года студийцам была поставлена задача, кажется, непосильная - придумать индивидуальные "добрые знаки". Вот попроси взрослого художника сотворить "добрый знак" – и он уж точно впадет в замешательство. А вот на открывшейся одноименной выставке (куратор – искусствовед Егор Ларичев) в зале "Руина" Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. Щусева представлено аж 52 работы. Все светится, мигает лампочками, бренчит, жужжит.
И в пространствах зала с некрашеными стенами, с шаткими дощечками вместо полов, с обнаженным перекрытием потолка смотрится совсем не по-детски. Выставка выглядит тотальной инсталляцией модного художника-дизайнера.
Это, конечно, если не присматриваться к объектам и не читать этикетки. Проделав же последнее, понимаешь, что никакому дизайнеру не пришло бы в голову придумать "Кота с двумя разными глазами" (Елизавета Мордвинцева), "Птицу-робота – освежитель воздуха" (Слава Никифоров), "Подсолнечного ангела" (Соня Жуйкова) или "Собаку-шкаф" (Иван Корнеев).
Трудное занятие - анализировать творчество непрофессиональных авторов, особенно когда им по шесть – десять лет. Когда слово "знак" не связано у них с семиотическими терминами или антропологическими исследованиями архаических культур. Когда фантазия свободна от ученых условностей. Когда культура не сдерживает наивной природы творчества. И когда в работах нет никакой потаенной иронии, а есть детская открытость миру. И в самом деле – доброта.
Однако профессиональный взгляд все-таки замечает тяжелое дыхание реальности в этом идиллическом парадизе невинности.
Сегодняшние дети - особенно богемные дети – живут проблемами родителей и знают их стиль жизни. Вот Агата Ликина из полиэтиленовых бутылок строит "Кроулинг" – кегли с кроличьими ушами. Значит, уже была в боулинге или видела по телевизору модную забаву. А Мария Богоявленская из раскрашенной фанеры создала "Гарика с гитарой" – комичный портрет Гарика Сукачева с поющей гитарой. "Можете просто наслаждаться его видом. Я думаю, вам будет приятно", – пишет автор в сопроводительном тексте. Музыкальные вкусы семьи налицо. Вот гигантская "Улыбка" на ножках Гриши Рахмиловича. Зритель сам готов расплыться в улыбке, пока не узнает, что это – "предупреждение о ГАИ": чтобы водитель, который "едет на дачу" (!), от удивления сбавил скорость перед постом автоинспекции. Значит, у родителей был печальный опыт.
Особенно же меня потрясло еще одно произведение, посвященное милиционерам, – скульптура "Лежачий полицейский" Артема Гусева. "Со временем общество совершенствуется, и рано или поздно необходимость в правоохранительных органах исчезнет. Полицейские станут работать Лежачими полицейскими", – фантазирует Артем.
И вот две черные светящиеся фигуры в фуражках в самом деле лежат на входе на выставку, одна вытянув, другая - согнув ноги.
Ну что ж, не бей лежачего! Очень актуальная утопия в свете последних событий с разгоном демонстраций. Уж не ходил ли папа Артема на Тверскую площадь?
В общем, на этой выставке очень много знаков нашей действительности, причем не всегда "добрых". И этот проект дает очень много информации для размышления – не художественного, а социокультурного, что ли. Как всякая выставка современного искусства, являющегося по определению диагностом эпохи.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.