Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

29.08.2005 | Арт

Открыт музей подарков

ГЦСИ хвастается «Новыми поступлениями»

Государственный центр современного искусства – уникальное для России образование, занимающееся за счет федерального бюджета самыми изощренными порождениями актуальной творческой мысли, – появился на свет в августе 1992 года. В честь своего тринадцатилетия (помпезно отмеченного сочувствующими буквально вчера) ГЦСИ открыл выставку «Новые поступления», демонстрирующую приобретения в коллекцию центра за истекший год.

Рецензировать саму выставку нелепо, ибо собственно выставкой она не является, несмотря на номинальное присутствие двух кураторов (Виталий Пацюков, Дарья Филипповская) и включенность в целую концептуальную программу «Коллекции» (руководитель Алина Федорович).

Когда ты бахвалишься перед родственниками практически задарма доставшимся мебельным гарнитуром и устраиваешь бытовое пьянство по поводу приобретения последнего, довольно сложно мотивировать балконное распевание песни «Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя» исключительно эстетической целесообразностью. То не перформанс, а простейшая житейская радость. Проявлением последней и является сколь достойная, столь же бессмысленная экспозиция в новом здании ГЦСИ.

Есть знаковые вещи, из-за владения которыми нельзя не позавидовать центру: ранняя, середины семидесятых годов, формалистическая живопись самых радикальных московских концептуалистов, прославившихся отнюдь не живописанием, Натальи Абалаковой и Анатолия Жигалова; аллегорические фотоколлажи скандального Олега Кулика из серии «Русское» про постперестроечную жизнь страны; кинетическая инсталляция восходящей звезды Ирины Кориной (1977 года рождения) «Станционный смотритель» со всякими бытовыми предметами, разъезжающими на колесиках благодаря радиоуправлению, и т.д. Есть вещи, от получения которых было грешно отказаться из-за личного уважения к авторам отдельных сотрудников ГЦСИ (имена ни тех ни других по понятным причинам не стану предавать огласке). Есть вещи просто феерические, исторического значения, от созерцания которых приходишь в подлинный ступор, пока не видишь этикетное уточнение – «Воспроизведение». Это когда, например, члены группы «Гнездо» Геннадий Донской, Михаил Рошаль и Виктор Скерсис в 1975 году на выставке неофициальных художников в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ занимались высиживанием яиц в гигантском сплетенном гнезде, а теперь «воспроизвели» гнездо из веток и отдали его ГЦСИ. Или когда гениальный литератор Л.С. Рубинштейн в 1987-м посредством машинописи на каталожных карточках создал очередное стихотворение-объект (в данном случае – «Мама мыла раму»), а потом на днях «воспроизвел» артефакт. И так далее...

Но дело даже не в том, что в коллекции ГЦСИ подлинные шедевры являются их «воспроизведениями», а многие работы имеют тираж (объявленная Беньямином «техническая воспроизводимость» есть не риторическая фигура, а условие сегодняшнего существования фотографии или видеофильма).

Наслаждаться выставкой мешает другое уточнение на этикетках – «дар автора».

Гарнитур достался действительно задарма, и выставка «Новые поступления» по сути своей является не столько смотром достижений современной творческой мысли, сколько горстью монет в немытой руке профессионального обитателя паперти. Конвертируемость этих монет обсуждать некорректно. Потому что если кто-то камень положил ему в протянутую руку, то сгодится и камень – все равно «дар автора».



Источник: "Время новостей", №146, 12.08.2005,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.