02.04.2007 | Музыка
Не клубом единымНовый ресторан с музыкой открылся большим джазовым фествивалем
Клуб «Союз композиторов» официально открылся девятидневным Джазовым фестивалем, который организовал Олег Киреев, известный саксофонист, а также резидент и худрук Cool Train Club’a в развлекательном комплексе Б2.
Собственно, фестиваль и представлял собой типично клубное мероприятие: выступали хорошо известные завсегдатаям столичные коллективы – не только джазовые, но и исторически связанные с импровизационным джазом (блюз, фанк, танцевальный неосвинг) – по два-три за вечер. Однако стилистически четко составленная программа отличала открытие «Союза композиторов» от повседневной клубной рутины.
А еще два вечера: первый - «Экзотик-бэнда» самого Киреева в духе «мирового музыки» с бурят-монгольским акцентом и австралийской бамбуковой трубой.
И второй - музыки ХХI века - той, что в обиходе для краткости называют «авангардом». Запланированы были два трио – московское «Второе приближение» и питерское – Вячеслав Гайворонский (труба)-Андрей Кондаков (фортепьяно)-Владимир Волков (контрабас). А также - саксофонист Владимир Чекасин из Вильнюса.
Обратите внимание: только на «авангардный вечер» пришлось звать музыкантов из других городов (а участие Чекасина – вообще формальный повод назвать мероприятие «международным»). Ведь в российской столице так называемого нового джаза («свободного», авангардного, экспериментального и т.п.) как явления нет! В отличие от всего остального цивилизованного мира, как бы вам ни жаловались на засилье мэйнстрима и коммерции в Лондоне или в Праге.
«Второе приближение» - исключение из этого правила. Более того: оно образовалось восемь лет назад из музыкантов, уже проявивших себя в разных областях музыки: пианист и композитор Андрей Разин – автор симфонических и камерных сочинений, певица Татьяна Комова – исполнительница русских и цыганских романсов, контрабасист Игорь Иванушкин пришел из мэйнстрима.
В основе питерского трио не так давно возобновленный после многолетнего перерыва «Ленинградский дуэт», который существует уже больше 20 лет. К двум стойким экспериментаторам-радикалам - Гайворонскому и Волкову - присоединяется Кондаков - наоборот, джазмен, приятный во всех отношениях, и придает получающемуся трио этакую обходительность, чтобы не сказать закругленность (например, заканчивает композицию цитатой из ля-мажорной сонаты Моцарта, звучащей как бы из старинной музыкальной шкатулки).
Оба коллектива - схожи по составу. Но между ними есть разница, вызывающая в памяти историческое противопоставление строгого европейского классицизма Петербурга броскому национальному колориту Москвы. Музыка «Второго приближения» напоминает о восточноевропейском почвенничестве (по сути – интернационалиста) Белы Бартока, питерское трио - о «сарказмах» гражданина мира Сергея Прокофьева. В композиции с ироничным с названием «Джаз давай» Татьяна Комова пародирует трубу Луи Армстронга, у Вячеслава Гайворонского джазовая труба начинает звучать как кларнет в симфоническом оркестре. Наконец, «Второе приближение» - это игра в постмодернизм с новоджазовой импровизацией, питерское трио – модернизм на основе авангардного джаза.
Главная неожиданность фестиваля «Союза композиторов» - его закрытие совпало с открытием Второй биеннале исполнительского искусства, в рамках которой показывал свою «Визуальную акустику» Владимир Тарасов Тот самый Тарасов, который в 70-80-е годы составлял с Владимир Чекасиным и Вячеславом Ганелиным легендарное трио ГТЧ, единственный коллектив советских времен, оказавший влияние на развитие нового джаза в целом («Ленинградский дуэт» прославился уже фактически в конце 80-х). Тарасов охотно составил компанию Чекасину, его дочери Анне, скрипачке, и этно-джазовой певице Тине Кузнецовой. Сиюминутные хэппенинги Чекасина – это уже совсем не джаз и не театр джаза, как их в свое время определял сам масэтро. Они,скореее, сродни рок-н-роллу, когда в дело идет все – от сценического имиджа лидера до новейших электронных приспособлений, способных легко сделать из саксофониста тибетского монаха или тувинского пастуха.
Все три проекта публика слушала с одинаковой заинтересованностью. Так что, возможно, идея Олега Киреева и ведущего концертов Михаила Митропольского – показывать в клубе «Союзе композиторов» не только клубную музыку и не столь уж утопична. Спрос, в конце концов, рождает предложение.
После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?
Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.