Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

11.03.2007 | Анимация

Женские сплетни в детском саду

Вчера в Актовом зале показали лучшие мультфильмы Суздальского фестиваля. Зал так и не смог вместить всех желающих

В прошлые выходные в Суздале закончился 12-й Открытый российский фестиваль анимационного кино - главный конкурс отечественных мультфильмов. Он только называется – открытый, а на самом деле рассчитан главным образом на профессионалов, потому и увезен далеко за пределы столицы и других мест скопления публики. В прежние годы, вернувшись в Москву, участники фестиваля и журналисты начинали буквально жестами описывать, что именно они видели, поскольку никаких показов российских мультфильмов нигде не устраивалось. Теперь с этим делом стало лучше: и на Rambler Vision уже третий год выкладывают почти все фильмы суздальского конкурса, и показы в Москве время от времени случаются.

Так что призеров последнего Суздальского фестиваля всего через несколько дней после его закрытия можно было увидеть в программе Актового зала «Мультфильмы по выходным», а заодно и понять, чего стоит сегодняшняя российская анимация.

Правда, в этой программе есть одна, но очень существенная потеря:  фильм Александра Петрова «Моя любовь», получивший все основные награды фестиваля - Гран-при, призы за режиссуру и за изобразительное решение - показан не был. Первый канал, финансировавший новую картину единственного отечественного лауреата Оскара, решил придержать фильм до его официальной апрельской кинопремьеры. А между тем 26-минутная лирическая история о юношеском томлении, снятая по повести Ивана Шмелева «История любовная» в редкой и очень красивой технологии «ожившей живописи», задавала масштаб всему фестивалю, без него градус соревнования понять трудно. Но зато в Актовом зале показали всех остальных лауреатов Суздальского конкурса плюс еще несколько фильмов, лидирующих в профессиональном рейтинге коллегии 33-х экспертов.

Вслед за «Моей любовью» в экспертном рейтинге шли еще два безусловных фаворита фестиваля. Второе место, приз за лучший детский фильм и приз зрительских симпатий Рамблера взял «Жихарка» Олега Ужинова из пилотовского цикла «Гора самоцветов» (кстати, единственный фильм, представлявший Россию в конкурсе нынешней Берлинале). Ужинов снял уральскую сказку про маленькую девочку Жихарку, которая жила у кота и воробья (вот уж повеселились остроумцы над этой политкорректной семейной парой!). Сказка вполне традиционная – Жихарку украла лиса, а кот и воробей ее спасали, - но трактована совершенно оригинально.

И малышка в нем получилась совсем не хитрюгой, а наоборот невероятно доверчивой, только неугомонной, как трехлетний «вождь краснокожих». И, если слышали кот с воробьем крики Жихарки, когда ее тащила лиса, то это был разве что хохот от того, что ей щекотно или сердитые вопли, что Лиса морковку потеряла.

Третье место в профессиональном рейтинге и приз за лучшую драматургию получил фильм Константина Бронзита «Уборная история – любовная история». Публика знает этого режиссера по первому фильму богатырской трилогии питерской студии «Мельница» – «Алеша Попович и Тугарин Змей». Но в первую очередь Бронзит, конечно, не постановщик коммерческого полного метра, а один из лучших отечественных режиссеров авторского кино, мешками собирающий награды по всему миру за свои уморительно смешные, набитые гэгами фильмы. Правда, на этот раз картина у него получилась не только смешная, но и неожиданно сентиментальная. Речь в ней идет о тетке, работающей в мужском отделении общественного сортира. Сидя там за прилавком, кипятя чай в стакане, читая газеты и намывая каждый час пол, она мечтает о любви. И вдруг у нее появляется неведомый поклонник – в майонезной баночке для мелочи носатая толстуха раз за разом обнаруживает букетики цветов… Фильм этот выглядит очень простым – он нарисован черной линией на белом листе (цветными оказываются лишь букеты), - но именно лаконизм придает истории с очень забавным хэппи-эндом какую-то трогательную чистоту.

Фильм четвертый в рейтинге, как ни странно, не получил никаких наград, даже в дебютной номинации. Хотя для Зои Киреевой с екатеринбургской студии «А-фильм» «Девочка дура» - режиссерский дебют.

Это короткий карандашный рассказ о любви в детском саду, нарисованный с такой тонкой и нежной наблюдательностью, что тех, кто когда-либо посещал дошкольные учреждения просто слеза прошибает. Мамаши, поутру тянущие своих не проснувшихся детей в сад, одиночество, грубые задастые нянечки, которые, нависая над малышами, требуют съесть суп. Поразительная сцена женских сплетен  в туалете, где одна, уже задрав юбочку, так и стоит со спущенными трусами, увлеченная разговором с подругой, а мальчик подъезжает на гремучем эмалированном горшке поближе, чтобы лучше слышать. И тайное поедание конфет из кармана пальто, висящего в шкафчике, и наведение макияжа акварелью, куда надо сначала плюнуть, а потом размазать пальцем. И трагическое непонимание -  предмет любви, когда ему вручают драгоценную дохлую крысу, от ужаса разражается рыданиями.

Приз за лучший студенческий фильм получила Вероника Федорова за свой ВГИКовский диплом - абурдистскую и добродушную сказку «Король забывает». Там наивный бородатый король никак не мог вспомнить, куда это он пошел. Думал, что, может, на войну, даже войско собрал, а потом вместе со своими бородатыми солдатами как начал песни хором петь, так про все остальное и вовсе думать перестал. И даже вражеское войско, которое действительно явилось, к своему хору присоединил. Очень милое и позитивное кино получилось.

Еще два фильма, взявшие призы в частных номинациях, принадлежат студии «Анимос», специализирующейся главным образом на кукольном кино. Награду за «лучший мультипликат» (то есть за то, как движутся персонажи) взяла кукольная «Снегурочка» - 26-минутная картина Марии Муат по стихотворной пьесе Островского, где Берендеево царство выглядело языческим селом с диковатыми жителями в пестрых лохмотьях, а смерть Снегурочки и Мизгиря – жертвой, которую требует страшный бог Ярило-Солнце.  Приз за лучший звук взяла Юлия Аронова с фильмом по Цветаевой «Мать и музыка», нарисованным акварелью и выполненном  в технике перекладки. Музыку к картине Юлии (как и к двум ее предыдущим лентам) написал Лев Слепнер, композитор и лидер группы Marimba Plus, и бессловесная история о крошечной девочке, которая не хочет сидеть за пианино перед страшным метрономом, а бежит гулять с Пушкиным, получилась действительно музыкальной, с чутко угаданным настроением.

Фильмов в этом первом показе было еще много: и отличная шутка «Несгибаемый Чен» Михаила Тумели, где мастер восточных единоборств Гвоздь побеждает неуклюжего Молотка. И новая серия «Смешариков» - «Маскарад»,  - вызвавшая громовой хохот во взрослом фестивальном зале. И парафраз «царевны-лягушки», перенесенный в начало ХХ века – фильм Бориса Коршунова «Жил министр обороны». И еще один фильм из цикла "Гора  самоцветов" - "Медвежьи истории" Марины Карповой. 

Но, если вы хотите посмотреть не только самые призовые фильмы фестиваля, но и вообще понять, что делается в нынешней анимации, подождите до апреля. Тогда в кинотеатре «35мм» пройдет фестиваль «Наша анимация», а там уже фильмов будет намного больше.



Источник: "Газета.ру", 9.03.2007,








Рекомендованные материалы



Эмиграция, депрессия и бодипозитив

Главными сюжетными лейтмотивами фестиваля были космос и связь с матерью через пуповину, оба они сошлись в главном российском хите фестиваля – фильме Константина Бронзита «Он не может жить без космоса». Начиная со второго фестивального дня, как только на экране появлялся космонавт или пуповина, зал принимался хохотать даже, если предмет фильма был серьезным.


Мне бы хотелось, чтобы мои фильмы были как дневник и способ общения с близкими.

В 2017-м высшая российская анимационная премия «Икар» назвала Дину Великовскую за фильм «Кукушка» лучшим режиссером и лучшим сценаристом года. В 2018-м – ей вручили премию президента РФ для молодых деятелей культуры, в том же году 2018 Ди­на по­лучи­ла приг­ла­шение войти в состав ос­ка­ров­ской академии. А в 2019-м году ее новый фильм «Узы», удивительным образом соединяющий объемную и рисованную анимацию в инновационной технике рисования 3D ручкой, получил Гран-при Суздальского фестиваля.