Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

11.03.2007 | Анимация

Женские сплетни в детском саду

Вчера в Актовом зале показали лучшие мультфильмы Суздальского фестиваля. Зал так и не смог вместить всех желающих

В прошлые выходные в Суздале закончился 12-й Открытый российский фестиваль анимационного кино - главный конкурс отечественных мультфильмов. Он только называется – открытый, а на самом деле рассчитан главным образом на профессионалов, потому и увезен далеко за пределы столицы и других мест скопления публики. В прежние годы, вернувшись в Москву, участники фестиваля и журналисты начинали буквально жестами описывать, что именно они видели, поскольку никаких показов российских мультфильмов нигде не устраивалось. Теперь с этим делом стало лучше: и на Rambler Vision уже третий год выкладывают почти все фильмы суздальского конкурса, и показы в Москве время от времени случаются.

Так что призеров последнего Суздальского фестиваля всего через несколько дней после его закрытия можно было увидеть в программе Актового зала «Мультфильмы по выходным», а заодно и понять, чего стоит сегодняшняя российская анимация.

Правда, в этой программе есть одна, но очень существенная потеря:  фильм Александра Петрова «Моя любовь», получивший все основные награды фестиваля - Гран-при, призы за режиссуру и за изобразительное решение - показан не был. Первый канал, финансировавший новую картину единственного отечественного лауреата Оскара, решил придержать фильм до его официальной апрельской кинопремьеры. А между тем 26-минутная лирическая история о юношеском томлении, снятая по повести Ивана Шмелева «История любовная» в редкой и очень красивой технологии «ожившей живописи», задавала масштаб всему фестивалю, без него градус соревнования понять трудно. Но зато в Актовом зале показали всех остальных лауреатов Суздальского конкурса плюс еще несколько фильмов, лидирующих в профессиональном рейтинге коллегии 33-х экспертов.

Вслед за «Моей любовью» в экспертном рейтинге шли еще два безусловных фаворита фестиваля. Второе место, приз за лучший детский фильм и приз зрительских симпатий Рамблера взял «Жихарка» Олега Ужинова из пилотовского цикла «Гора самоцветов» (кстати, единственный фильм, представлявший Россию в конкурсе нынешней Берлинале). Ужинов снял уральскую сказку про маленькую девочку Жихарку, которая жила у кота и воробья (вот уж повеселились остроумцы над этой политкорректной семейной парой!). Сказка вполне традиционная – Жихарку украла лиса, а кот и воробей ее спасали, - но трактована совершенно оригинально.

И малышка в нем получилась совсем не хитрюгой, а наоборот невероятно доверчивой, только неугомонной, как трехлетний «вождь краснокожих». И, если слышали кот с воробьем крики Жихарки, когда ее тащила лиса, то это был разве что хохот от того, что ей щекотно или сердитые вопли, что Лиса морковку потеряла.

Третье место в профессиональном рейтинге и приз за лучшую драматургию получил фильм Константина Бронзита «Уборная история – любовная история». Публика знает этого режиссера по первому фильму богатырской трилогии питерской студии «Мельница» – «Алеша Попович и Тугарин Змей». Но в первую очередь Бронзит, конечно, не постановщик коммерческого полного метра, а один из лучших отечественных режиссеров авторского кино, мешками собирающий награды по всему миру за свои уморительно смешные, набитые гэгами фильмы. Правда, на этот раз картина у него получилась не только смешная, но и неожиданно сентиментальная. Речь в ней идет о тетке, работающей в мужском отделении общественного сортира. Сидя там за прилавком, кипятя чай в стакане, читая газеты и намывая каждый час пол, она мечтает о любви. И вдруг у нее появляется неведомый поклонник – в майонезной баночке для мелочи носатая толстуха раз за разом обнаруживает букетики цветов… Фильм этот выглядит очень простым – он нарисован черной линией на белом листе (цветными оказываются лишь букеты), - но именно лаконизм придает истории с очень забавным хэппи-эндом какую-то трогательную чистоту.

Фильм четвертый в рейтинге, как ни странно, не получил никаких наград, даже в дебютной номинации. Хотя для Зои Киреевой с екатеринбургской студии «А-фильм» «Девочка дура» - режиссерский дебют.

Это короткий карандашный рассказ о любви в детском саду, нарисованный с такой тонкой и нежной наблюдательностью, что тех, кто когда-либо посещал дошкольные учреждения просто слеза прошибает. Мамаши, поутру тянущие своих не проснувшихся детей в сад, одиночество, грубые задастые нянечки, которые, нависая над малышами, требуют съесть суп. Поразительная сцена женских сплетен  в туалете, где одна, уже задрав юбочку, так и стоит со спущенными трусами, увлеченная разговором с подругой, а мальчик подъезжает на гремучем эмалированном горшке поближе, чтобы лучше слышать. И тайное поедание конфет из кармана пальто, висящего в шкафчике, и наведение макияжа акварелью, куда надо сначала плюнуть, а потом размазать пальцем. И трагическое непонимание -  предмет любви, когда ему вручают драгоценную дохлую крысу, от ужаса разражается рыданиями.

Приз за лучший студенческий фильм получила Вероника Федорова за свой ВГИКовский диплом - абурдистскую и добродушную сказку «Король забывает». Там наивный бородатый король никак не мог вспомнить, куда это он пошел. Думал, что, может, на войну, даже войско собрал, а потом вместе со своими бородатыми солдатами как начал песни хором петь, так про все остальное и вовсе думать перестал. И даже вражеское войско, которое действительно явилось, к своему хору присоединил. Очень милое и позитивное кино получилось.

Еще два фильма, взявшие призы в частных номинациях, принадлежат студии «Анимос», специализирующейся главным образом на кукольном кино. Награду за «лучший мультипликат» (то есть за то, как движутся персонажи) взяла кукольная «Снегурочка» - 26-минутная картина Марии Муат по стихотворной пьесе Островского, где Берендеево царство выглядело языческим селом с диковатыми жителями в пестрых лохмотьях, а смерть Снегурочки и Мизгиря – жертвой, которую требует страшный бог Ярило-Солнце.  Приз за лучший звук взяла Юлия Аронова с фильмом по Цветаевой «Мать и музыка», нарисованным акварелью и выполненном  в технике перекладки. Музыку к картине Юлии (как и к двум ее предыдущим лентам) написал Лев Слепнер, композитор и лидер группы Marimba Plus, и бессловесная история о крошечной девочке, которая не хочет сидеть за пианино перед страшным метрономом, а бежит гулять с Пушкиным, получилась действительно музыкальной, с чутко угаданным настроением.

Фильмов в этом первом показе было еще много: и отличная шутка «Несгибаемый Чен» Михаила Тумели, где мастер восточных единоборств Гвоздь побеждает неуклюжего Молотка. И новая серия «Смешариков» - «Маскарад»,  - вызвавшая громовой хохот во взрослом фестивальном зале. И парафраз «царевны-лягушки», перенесенный в начало ХХ века – фильм Бориса Коршунова «Жил министр обороны». И еще один фильм из цикла "Гора  самоцветов" - "Медвежьи истории" Марины Карповой. 

Но, если вы хотите посмотреть не только самые призовые фильмы фестиваля, но и вообще понять, что делается в нынешней анимации, подождите до апреля. Тогда в кинотеатре «35мм» пройдет фестиваль «Наша анимация», а там уже фильмов будет намного больше.



Источник: "Газета.ру", 9.03.2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета

Звездные войны и шутки про нацистов

«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.


VR, кошмар и коронаапокалипсис

Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.