Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

08.03.2007 | Концерт

Скрипка «пушка», палящая джазом

Альбом, записанный Риджиной Картер в память о матери, станет основой концерта в ММДМ

Вот уже пятый год, говоря о молодой джазовой скрипачке Риджине Картер, обязательно вспоминают, что

она  первой  из афроамериканцев  удостоилась чести сыграть  концерт на скрипке работы Гварнери, которая в свое время принадлежала Николо Паганини.

Сначала в Генуе, а потом  и в нью-йоркском Линкольн-центре, куда музейную скрипку с таким мощным звуком, что ее даже прозвали Il Cannone («Пушка»), везли под неусыпным взором дюжины охранников.

На  скрипке «Пушка» мисс Картер даже записала (при участии нашего виолончелиста-вундеркинда Борислава Струлева) целый (свой пятый по счету) альбом «Паганини --  после того, как мечта сбылась». В него вошли интерпретации салонной музыки начала прошлого века, в том числе, сразу обе популярные стилизации под старинный танец павану: и Равеля, и Форе.

Прибавьте к этому еще и премию МакАртура – «грант для гениев», как ее называют в Америке (не больше и не меньше, а полмиллиона долларов), звание почетного доктора  престижного  колледжа, и участие в исполнении первого в истории джазового произведения, которое удостоилось самой  престижной в США Пулитцеровской премии  –   оратории  «Кровь на полях» Уинтона Марсалиса, а еще саундтрэк к «Гражданской войне» знаменитого кинодокументалиста Кена Бернса. Не говоря уже о не менее престижных в профессиональных кругах выступлениях с нашим недавним гостем – пианистом Кенни Бэрроном  и саксофонистом-авангардистом Оливером Лейком.  Даже для выпускницы авторитетной Консерватории Новой Англии, где наряду с классикой учат и джазу,  – уже и  этого было бы более, чем достаточно.

Настоящий джаз прилежной юной скрипачке, мечтавшей о классической карьере открыла ее  школьная подруга по имени  Карла Кук, когда взяла ее с собой на концерт французского джазового ветерана Стефана Грапелли.

В 2003-м году после успеха альбом «Паганини»,  Риджина Картер, завоевавшая уже  не только джазовый, но и академический мир, явно  задумывается, а что будет, «после того, как мечта сбылась»? И не торопится со следующим проектом.

Но в 2005-м году умирает мать скрипачки, и у нее рождается идея составить весь очередной альбом  из ее любимых песен.

Отсюда и довольно странный выбор  – в целом, популярный репертуар 30-40-х годов  - от еврейских куплетов, которые у нас известны со словами «В Кейптаунском порту»  и блюза «Сан Луи» ( у нас даже более популярного, чем на родине джаза) до «Танца Анитры» Эдварда Грига (который, впрочем,  постоянно  играли биг-бэнды «эры свинга») и сентиментальной песенки, выбранной явно из-за слов I’ll Be Seeing You – что-то вроде мы еще встретимся. Именно этот альбом стал основой концерта, который Риджина Картер сыграет в ММДМ.

Самое удивительное, на альбоме три номера поет та самая школьная подруга Риджины Картер - Карла Кук, которая тоже уже стала если не суперзвездой, то очень авторитетной исполнительницей самого разного афроамериканского репертуара (в 1999-м году первый же  ее диск  номинировали на премию  Грэмми). В Москву скрипачка привозит и тот же самый квартет, который записывал с ней альбом. Только вместо кубинца Пакито д’Ривера на кларнете -  Дэррил Харпер.

Между прочим, мисс Кук в Москве уже выступала, правда, буквально при свечах – в Ле Клубе, как  в  большей части столицы в тот злополучный день – 25 мая 2005-го года – не было электричества.  Может, и  на концерт Риджины Картер стоит захватить свечи:  играть без электроусиления она умеет – на скрипке Паганини.



Источник: "Культпоход", март 2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
17.07.2020
Концерт

“Дальнобойщики” держатся маршрута

Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.

Стенгазета
21.01.2020
Концерт

Жара из Якутии

Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.