06.03.2007 | Анимация
Запомните эти названияВчера в Суздале завершился 12-й Открытый Российский Фестиваль Анимационного кино
Закончился самый главный российский смотр мультфильмов – фестиваль, где всю отечественную анимацию, сделанную за последний год, смотрят и оценивают сами профессионалы. А значит выше и престижнее этой оценки в анимационной среде ничего нет. Фильмов в суздальском конкурсе на этот год было меньше, чем в прошлом – сказалось заметно уменьшившееся государственное финансирование, но сейчас не будем обсуждать, как вышло, что резко воспрявшая за последние три-четыре года отрасль, снова стала сбавлять обороты. Пока речь лишь о победителях.
Выбор шел примерно из шести десятков фильмов, причем отдельно судили прикладную анимацию (рекламу и клипы), отдельно – студенческие и дебютные фильмы и отдельно – «взрослое», профессиональное кино.
Кроме того, определяли победителей в специальных номинациях, из которых даже не все названия понятны непосвященным. Например, одна из самых важных анимационных наград дается за «лучший мультипликат» - то есть за качество самого движения на экране.
Судит фильмы здесь не привычное жюри, а особая коллегия из 33-х экспертов, куда входят самые уважаемые профессионалы – режиссеры, художники, аниматоры, критики, включая тех, кто активно работает и, возможно даже показывает свои фильмы в конкурсной программе. И на закрытии фестиваля прямо на глазах зрителей, на экране идет подсчет голосов членов коллегии за каждый из призов. Рассказывать обо всем этом так детально не стоило бы, если бы с показом анимации сегодня дело обстояло так же, как 3-4 года назад (к чему перечислять подробности о том, что все равно никогда не увидишь?). Но теперь ситуация несколько улучшается, так что запоминайте названия новых мультфильмов, которые по общему решению профессионалов стоит посмотреть.
Начнем, как обычно, с частных номинаций. Приз за прикладную анимацию получила социальная реклама «Right turn» - серия коротеньких роликов Дмитрия Резчикова о безопасности на дорогах. В сущности это был просто набор отличных гэгов на автомобильную тему, уморительно демонстрирующих, что бывает, если не пристегиваться, кидать мусор из окон или пересекать сплошную линию разметки. В дебютной номинации премию взяла Вероника Федорова с фильмом «Король забывает». Те, кто видел цикл «Колыбельные мира», совсем недавно получивший премию критики «Белый слон» за лучший мультфильм прошедшего года, вспомнят манеру Вероники, которая много работала художником в «Колыбельных» и узнают наивных круглоглазых короля и солдат, которые забыли, что надо воевать, а решили петь хором.
Когда стали выбирать лучший фильм для детей, борьба пошла уже куда более жесткая, чем среди немногочисленных студенческих и прикладных фильмов. Тут стали намечаться фавориты фестиваля - в последние годы фильмы для детей составляют почти половину программы. Лучшим детским фильмом назвали «Жихарку» Олега Ужинова – уральскую сказку из «пилотовского» цикла «Гора самоцветов». (Об этом фильме, который представлял Россию на Берлинале мы недавно писали). Других профессиональных призов на этот раз «Жихарка» не взял, но был одним из главных любимцев фестиваля, к тому же был первым в конкурсе зрительских симпатий, который проводил Рамблер (до сих пор на https://vision.rambler.ru можно увидеть большинство фестивальных фильмов – оттуда ясно, что фильм Ужинова на сегодня посмотрело 27 тысяч человек).
Следующей номинацией был «лучший звук». Его получил фильм недавней выпускницы ВГИКа Юлии Ароновой «Мать и музыка», сделанный по мотивам прозы Цветаевой. К фильмам Юлии особый интерес - ее считают одним из важных приобретений отечественной анимации в последние годы. Она делает в полном смысле авторское кино - сама и художник, и режиссер, и сценарист своих лирических картин. Ее первый фильм был кукольным, а второй и нынешний, третий, она снимала в технике перекладки, используя для рисунков легкую размытую акварель. И картины получились подчиненными больше настроению, чем внятному сюжету. Так и тут в бессловесной истории речь идет о крошечной девочке, которая убегает от обязательного пианино со страшным метрономом, и идет гулять с Пушкиным – скачет с ним по скамейкам в парке и о чем-то болтает.
Приз за лучший мультипликат получил еще один фильм студии «Анимос» - кукольная «Снегурочка» Марии Муат («Мать и музыка» тоже с «Анимоса»). Муат сняла уже не первый свой фильм в самом ходовом цикле студии – «Классике для детей». Ее «Снегурочка» - это переложение стихотворной пьесы Островского, что само по себе для 26-минутной картины весьма непросто. Картина получилась яркой, она явно ориентировалась на диковатое язычество, а ее герои, включая царя Берендея, ходили в разноцветном тряпье. У мужчин были волосы дыбом и вытаращенные глаза, женщины были особенно грудасты, а Ярило-солнце в финале вставал над миром огромный и угрожающий, как светящийся Голем. Кстати, озвучивал роли в «Снегурочке» почти полный состав театра «Мастерская Фоменко».
Следующим вручали приз за изобразительное решение – один из главных в анимации, где художник так же важен, как режиссер. Тут победил еще один фаворит фестиваля – 26-минутный фильм «Моя любовь» Александра Петрова, снятый по прозе Ивана Шмелева (Петров, как известно, всегда сам и режиссер, и художник своих картин). Единственный российский оскаровский лауреат сделал картину в своей фирменной технике «ожившей живописи», где рисунок масляными красками прямо под камерой пальцами наносится на стекло. Фильм о смятении чувств 16-летнего гимназиста, который никак не может разобраться ни в своей тяге к милой горничной, ни в романтическом восхищении соседской дамой, снова поразил зрителей реалистической точностью изображения и прозрачной, почти акварельной, легкостью живописи.
Награду за лучшую драматургию отдали третьему фавориту фестиваля – фильму Константина Бронзита «Уборная история – любовная история» (или, как автор назвал свою картину по-английски «Lavatory – love story»). Бронзит, один из самых знаменитых отечественных аниматоров, обычно рисующий уморительное, полное гэгов кино, на этот раз снял фильм не только смешной, но и очень нежный. История о мечтательной тетке, работающей в общественном туалете, и в один прекрасный момент обнаруживающей в баночке для мелочи букеты от неизвестного воздыхателя, нарисована очень лаконично и просто – черной чернильной линией по белому листу. Цветными оказываются только букеты, в счастливом финале взлетающие фейерверком красных лепестков – и в этом видно прошлое Бронзита-карикатуриста, умеющего осекать все лишнее.
Ну и наконец, две оставшиеся, самые престижные награды фестиваля - «лучшая режиссура» и «Лучший фильм», - подтвердили статус трех фаворитов фестиваля. Обе награды в результате получил Александр Петров, а три первых места в профессиональном рейтинге распределились так: «Моя любовь», «Жихарка», «Уборная история». Названия эти стоит запомнить – в самое ближайшее время фильмы разлетятся по фестивалям, где совершенно точно соберут по мешку призов. Но и наши зрители их тоже смогут посмотреть. В ближайшую субботу лауреатов Суздаля покажут в «Актовом зале», в программе «Мультфильмы по выходным», а в апреле кинотеатр «35мм» обещает во второй раз провести фестиваль «Наши мультфильмы», где можно будет увидеть почти все картины, участвовавшие в суздальском открытом фестивале анимационного кино.
«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.
Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.