5 марта - 1 апреля
01.03.2007 | Арт
Политический иллюзионизмВ отечественном contemporary art вдруг сложилась крепкая новая генерация
Московский центр искусств на Неглинной когда-то был респектабельной лужайкой для выпаса частных коллекционеров с раритетами начала прошлого века. Сегодня он превратился в экспериментальную площадку молодняка.
Сотрудник Третьяковки Юлия Аксенова с чисто музейной последовательностью и настойчивостью пытается доказать и показать: в отечественном contemporary art вдруг сложилась крепкая новая генерация.
Как и положено молодым, это художники буйные, политически ангажированные, готовые усовершенствовать социум — для начала хотя бы силами искусства. Проект «Свидетели невозможного», специально подготовленный для II Биеннале современного искусства, сам является свидетельством феномена, еще недавно казавшегося невозможным из-за нытья близоруких критиков и кураторов.
Поколение next настроено решительно, отряхивая с обутых в гриндерсы и мартинсы ног прах старого, насквозь фальшивого буржуазного мира с его косной убогой логикой, основанной на диктате реальности. Последней окончательно отказано в правах. Девизом к нынешней выставке должен был бы стать не выморочный тезис Ницше «Искусство существует для того, чтобы мы не погибли от истины», найденный интеллектуалкой Аксеновой, а простой задорный лозунг парижских студентов образца революционного 1968-го: «Будьте реалистами — требуйте невозможного».
Новый реализм сегодняшнего искусства и заключается в свидетельствовании о повседневности методом от противного, путем преодоления ее законов.
Правила взрослого мира каждый «юный художник» (впрочем, участники выставки благополучно перешагнули 25-летний рубеж) нарушает в меру сил и фантазии. Звезда передового украинского искусства, лидер группы «Р.Э.П.» («Революционно-экспериментальное пространство»), организованной прямо на «оранжевом» Майдане, Жанна Кадырова представляет свою версию планеты Земля — шар из кафельной плитки, угадать в котором школьный глобус будет крайне трудно, ибо материки и континенты сдвинулись с насиженных мест. На мрачные геополитические фантазии отважился и «радек» Алексей Булдаков: его графическая серия «Третья мировая» напоминает карту военных действий будущего, накаляканную ребенком-мизантропом. По-своему трагичны и картины из цикла «Зеленый свет» Дианы Мачулиной.
На перекрестках столиц мира со всех четырех сторон горит «зеленый», свобода восторжествовала, только улицы пустынны и черны, триумф вольности обернулся катастрофой, причем не только автомобильной.
Однако все не так уж плохо. Неслучайно экспозицию завершает слайд-шоу Викентия Нилина «Ожидающие». Фотограф подсматривал за людьми на остановке, с надеждой глядящими в даль. Хочется думать, что они замерли не в предвкушении заурядного трамвая, а того дивного нового мира невозможностей, о котором грезят и о котором свидетельствуют участники очередной радикальной выставки в МЦИ.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.