24.08.2005 | Кино
Прощание славянДо «Мамы не горюй-2» в первой половине 2000-х появилось еще несколько картин, прощающихся с бандитскими 90-ми
До «Мамы не горюй-2» в первой половине 2000-х появилось еще несколько картин, ностальгически либо иронично прощающихся с бандитскими 90-ми и наивной, хотя и кровавой эпохой первоначального накопления криминального капитала.
Фильм, режиссер: Телесериал «Бригада» Алексея Сидорова (2001)
Сходства между фильмами: Как и в случае с «Бумером», персонажей фильма надобно считать не молодыми отморозками, а персонажами трагическими, кем-то вроде героев нашего времени, представителей потерянного поколения, которых паршивая социальная атмосфера, а иногда и слепой рок сделали братками и привели (некоторых) к гибели – моральной или физической.
Различия: Эпический подход к изображению событий, заставивший интеллектуальных поклонников фильма (которых набралось больше, чем интеллектуалов-недоброжелателей) сравнивать его не с чем-нибудь, а с самим «Крестным отцом» Копполы. Расхожий аргумент в защиту фильма: «Крестного отца» в Америке тоже поначалу обозвали безнравственным, считая, что он воспевает мафию.
Фильм, режиссер: «Антикиллер» Егора Кончаловского (2002)
Сходства между фильмами: Огромное количество перестрелок, крови, трупов, а также знаменитых актеров во всех без исключения ролях, вплоть до камео – как и в «Жмурках», и «Маме не горюй-2». В «Антикиллере», правда, это актеры прежде всего старшего поколения. Персонаж Ивана Бортника кажется посолидневшим Промокашкой, который из «Места встречи изменить нельзя» перекочевал в «Мама, не горюй», оттуда – сюда, а дальше в «Антикиллера-2» и «Мама, не горюй-2».
Различия: Соединение честного экшна и стебалова. Персонаж Ульянова явно пародирует «крестного отца» - Марлона Брандо. Вместе с тем фильм всерьез отражает ту историческую ситуацию 90-х, когда воры в законе старого образца стали терять власть в борьбе друг с другом и криминальными авторитетами нового типа.
Фильм, режиссер: «Бумер» Петра Буслова (2003)
Сходства между фильмами: Изображение четверки главных персонажей нормальными пацанами, которым должно сопереживать (как в «Бригаде»). Какие-нибудь подлые и жадные дальнобойщики – гораздо хуже. Вместе с тем, второстепенные персонажи часто ведут себя так, словно строят жизнь по бульварным романам и книгам. Впервые таких персонажей вывел Тарантино в «Криминальном чтиве», хотя фильмом в духе Тарантино «Бумер» не назовешь.
Различия: Отчетливое морализаторство: фильм последовательно проводит идею, что за всякий дурной поступок, случайный или осознанный, человеку придется расплачиваться. Еще: если «Антикиллер» - прощание с ворами в законе старого образца, то «Бумер» - с новыми пацанами 90-х, которых эти годы как породили, так и перемололи.
Фильм, режиссер: «Жмурки» Алексея Балабанова (2005)
Сходства между фильмами: См. сказанное про «Антикиллера». Тем более, что тема «последние дни прежних воров в законе, не подозревающих о скором финале», тут звучит тоже. Пахан в «Жмурках», впрочем, совсем уже анекдотичный – в изображении Михалкова с золотой фиксой.
Различия: Чистая комедия. При этом, как ни крути, это наиболее посттарантиновский из наших фильмов: рекламы не врали. Не только потому, что в нем много крови и – при всем юморе – жестоких эпизодов. Но и по причине, какую мы уже назвали: все ведут себя так, словно нет реальной боли, а они – персонажи масскульта. Серьезный подтекст «Жмурок»: 90-е ушли навсегда, а выжившие экс-братки новой закалки теперь у власти, и сами почти уверились в том, что они солидные граждане с приличной репутацией.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.