Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

31.01.2007 | Арт

Полный ремонт

Георгий Острецов в Московском музее современного искусства

Выставка Георгия Острецова "Ремонт" в Московском музее современного искусства начинается даже не с вешалки, а со входа.

Бронзовое крыльцо работы директора музея Острецов забил досками, придав пафосному сооружению, очевидно, задуманному на века, вид гибрида советского долгостроя и сегодняшних временных поселений бомжей.

Но проделал это с изрядной долей артистичности. Вообще проект "Ремонт" (а это гигантская "тотальная инсталляция" на целый музейный этаж), осуществленный при поддержке Фонда содействия современному искусству Марата Гельмана, является образчиком традиционной мастеровитости.

Что и понятно. Георгий Острецов, сын обитающего ныне в Париже ювелира Гурджи, авангардный московский модельер и шоумен времен перестройки, автор костюмов для фильмов режиссера Люка Бессона, бывший ассистент французской фэшн-звезды Кастель-Бажака, знает толк в декоративном искусстве.

А теперь Острецов попробовал себя на поприще дизайнера-декоратора. Он оклеил коридоры ММСИ дешевыми обоями в цветочек, сконструировал в залах фальш-окна, выставил полутемный цвет... и обляпал интерьеры и полы краской, а подписи к своим гигантским холстам сделал прямо на стенах. Ремонт так ремонт.

Будто бы в уютный мещанский мир вторглись безумные граффитисты, представители нового поколения, в чьем искривленно-расширенном сознании сплелись герои американских комиксов и советских мультфильмов, окарикатуренные персонажи столичной арт-сцены и бомжи, придуманные Острецовым члены фиктивного "Нового правительства" в латексных масках, гламур и трэш.

Ремонт - синоним чего-то такого недоделанного, неоформившегося, неопределенного.

Вот это-то желание ускользнуть от строгих кодификаций и является отличительной чертой эстетики Острецова. Например, проект "Новое правительство" - политическая утопия, авторское предложение социальной реформы, в результате которой обряженные в маски идеальные анонимные чиновники навели бы порядок в стране. Вообще-то какая-то смесь фашизма и садомазохизма, но в исполнении автора выглядит на редкость симпатично, тем более что в сценарий "НП" вложено необходимое присутствие анархических оппонентов властям. Или взять излюбленную Острецовым манеру комикса. Китч - но в случае размера 3x4 метра это уже ернический поп-арт, а когда сам создатель еще разбрызгивает на собственное готовое творение ведра краски, то вообще получается абстрактный экспрессионизм.

И вообще у Острецова светская репутация (оформитель глянцевых журналов, званый гость на клубных вечеринках, модельер) органично сочетается с альтернативностью фрика, а экстремальное (если не экстремистское) искусство - с техническим перфекционизмом.

Кстати, как раз продемонстрированным в проекте "Ремонт", который сначала хочется назвать трэшем, а потом предложить проводить здесь мастер-классы для студентов Суриковского института.

Так же не поддаются определениям сами картины Острецова. Можно, казалось бы, их тотальную цитатность обозвать все покрывающим и морально устаревшим определением "постмодернизм". Но через эту вязь надоевших образов-архетипов - Бэтмен, Волк из "Ну, погоди!", девушка со страниц "Плейбоя" - вдруг пробивается какая-то щемящая лирика, как в тех самых обоях в цветочек, что украшают теперь стены Музея современного искусства.

Откуда она? Наверное, не ответит и сам Острецов. Он вообще не любит отвечать на вопросы. Он не любит конкретики. Ремонт - это что-то очень эфемерное, когда за малярную кисть берется современный художник.



Источник: "Культура" №03 (7564) 25 .01.2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.