29.01.2007 | Асаркан.Ящик Владимира Паперного
Вы были бы все еще тамПроблема Америки в том, что если у тебя нет психиатра, люди думают, что ты ненормальный
Эта открытка уже появлялась в новогодней подборке. Мы решили вернуться к ней, потому что в этих коротких, наспех написанных строчках и почти случайных коллажах проявились важные для Александра Асаркана темы.
Открытка к Новому (1983) году
На этом месте я собирался пожелать вам счастливого Рождества
не зная (как и вы) что это такое
а здесь поздравить с Новым годом
в отчаянии от бедности технического оснащения и от неумения обращаться и с тем, что есть
Проблема Голливуда в том, что если у тебя нет психиатра, люди думают, что ты ненормальный. Этель Мерман
представьте, что вы были бы сейчас все еще там
НО
(оборот открытки)
раз вы едете в Мексику
уедете раньше чем придет эта открытка, а вернетесь ли – бог весть
а я получил декабрьский Orange Coast
все разглядел, и диплом, и снежинки
я использовал единственную свободную открытку с единственной 13-пенсовой маркой (марку я приклеил сам, а открытку получил от Chicago Dance-Art Coalition, куда я в свое время записал за 5 долларов Диму Гаевского)
чтобы призвать вас съездить на три дня в Чикаго и познакомиться с журналом North Shore: это полезнее, а может быть и приятнее
Комментарий к открытке:
1. Правильность эмиграции. Саша никогда не высказывал ни малейшего сомнения в том, что уезжать из СССР было необходимо. Главного своего врага всегда видел в советской власти. Отсюда приписка: «Представьте, что вы были бы сейчас все еще там». Имеется в виду: представьте, как вам было бы плохо. Понятно, что элемент самогипноза в этой позе есть. Возращение было для Саши невозможным. Первые 7 лет это было невозможно практически, потом невозможно было признать поражение. Всю жизнь повторял стихи Есенина-Вольпина: "А когда пойдут свободно поезда, я уеду из России навсегда". А когда они, наконец, пошли, деваться было некуда. Надо было ехать и становиться патриотом Чикаго.
2. Психиатрию Саша всегда видел как продолжение советской власти. Считал, предвосхищая Фуко, что психические болезни придуманы для контроля. Я несколько раз слышал от него: «Психических болезней нет, а есть черты характера». К этой теме относится исправленная от руки газетная вырезка: The trouble with America is that if you don't have a psychiatrist people think you are crazy (Проблема Америки в том, что если у тебя нет психиатра, люди думают, что ты ненормальный). В оригинале стоит "Голливуд", который Саша исправил от руки на "Америку". Цитата принадлежит Этель Мерман (1908-1984), настоящее имя Этель Агнес Зиммерманн (приписка Асаркана – Бродвейская Раневская). Дочь немца и шотландки (отнюдь не еврейка, как многие считали), Мерман была звездой многих Бродвейских мюзиклов. Асаркан, большой знаток и любитель мюзиклов, знал, чью цитату он вклеивает в открытку. Однажды прислал мне кассету со своей любимой певицей Бернадетт Питерс в мюзикле Стивена Сондхайма "Воскресенье в парке с Джорджем", а потом много раз настойчиво спрашивал, посмотрел ли я ее уже.
3. Техническая беспомощность. Саша, который окончил всего несколько классов средней школы, никогда не гордился отсутствием технических знаний, как было принято среди художественной богемы. Отсутствие систематического образования компенсировал постоянным (совершенно бессистемным) чтением и феноменальной памятью. Однажды сказал: «Если бы я мог, я бы занимался высшей математикой». Всегда страдал от недостатка технических средств для изготовления открыток: «В отчаянии от бедности технического оснащения и от неумения обращаться и с тем, что есть». Поэтому с интересом рассматривал мои полиграфические ухищрения в журнале Orange Coast, где я тогда работал художником («все разглядел, и диплом, и снежинки»). Когда я послал ему на день рождения плакат, составленный из его фотографий на компьютере и эффектно напечатанный на машине Iris, сама технология произвела на него такое впечатление, что он позвонил мне из Чикаго сам (обычно звонил я, чтобы не тратить его денег) и долго обсуждал со мной технику плаката.
4. Чикаго. Саша всегда настойчиво приглашал меня (как и многих других) приехать в Чикаго. Несколько раз я там оказывался, и Саша показывал мне свои любимые места. Ему нравилась роль учителя, а Чикаго − это была единственная американская тема, где он знал намного больше любого из нас и был бесспорным экспертом. Поэтому наша поездка в Мексику на бой быков не произвела на него никакого впечатления: «Съездить в Чикаго на три дня и познакомиться с журналом North Shore это полезнее, а может быть и приятнее».
Произведение художественной литературы неизвестного автора получено... По-видимому он подделывается под твою прозу 60-х. Вряд ли это Лефевр, скорее Жолковский. Но прислал ты, и это правильно, потому что Жолковский, как мы знаем, интертекстуален
Если же застряну в Америке надолго или навсегда – буду, вздыхая, говорить об этом как о некоторой неудаче, и только. Потому что жить в Риме – счастье, но жить в Америке – огромная удача. Хотя смысл жизни в том, чтобы не жить в России.