Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

16.08.2005 | От копеечной свечи...

Великое дело короля

...Или истоки английской реформации

2 апреля 1502 года от грудной хвори внезапно скончался принц Уэльский Артур, оставив молодую вдову – испанскую принцессу Екатерину Арагонскую. Последнее обстоятельство добавило головной боли безутешному отцу - английскому королю Генриху VII, поскольку надобно было что-то отвечать «христианнейшим» испанским величествам Фердинанду и Изабелле, требовавшим разом и приданое Екатерины обратно, и вдовью пенсию в виде трети доходов с Уэльса.

Выход, приемлемый для обеих сторон, вскоре был найден. 23 июня 1503 года был подписан новый брачный контракт. Екатерина обручалась с младшим сыном английского короля Генрихом.

Однако, поскольку формально Генрих и Екатерина оказывались состоящими в первой степени родства, на такой брак нужно было получить разрешение самого Римского папы, каковое и последовало в ноябре 1504 года.

Брак оказался несчастлив. Наследника не было. Все дети, кроме старшей дочери Марии, умирали во младенчестве. Генрих стал засматриваться на придворных дам. Окончательно голова у короля пошла кругом, когда он в 1521 году познакомился с Анной Болейн, новой фрейлиной, воспитанной при дворе Маргариты Валуа и Франциска I и недавно прибывшей из Франции. Генрих стал помышлять о разводе с Екатериной. Но брак, разрешенный папой римским, только им и мог быть расторгнут. Папа же находился полностью во власти императора Священной римской империи Карла – племянника Екатерины Арагонской. Переговоры о разводе, или «великое дело короля», как его называли дипломаты, тянулись несколько лет. Посланцы Генриха, сменяясь, вели планомерную осаду папы, а святой отец тянул время и увиливал от прямого ответа, стремясь сохранить добрые отношения и с королем, и с императором.

Терпение Генриха лопнуло в 1533-м, когда выяснилось что Анна Болейн ждет ребенка. Генрих наплевал на папские запреты и женился на Анне, а папскую буллу, грозящую ему отлучением, разорвал на глазах у всего честного парламента.

Отступать королю было некуда и в следующем, 1534 году, власть папы в Англии была уничтожена. «Актом о верховенстве» (Act of Supremacy) король был объявлен верховным главой английской церкви. Несколько крупных сановников, отказавшихся признать законность королевского распоряжения, в их числе бывший канцлер Томас Мор, были казнены. Засим последовало упразднение монастырей, сожжение образов и мощей, церковные имущества отобраны в казну.

Замечательно, что все эти акции производил тот самый Генрих VIII, который в 1521 написал книгу «Утверждение семи таинств против Мартина Лютера». В ней августейший полемист, обладавший незаурядным литературным талантом, настолько удачно защищал папскую власть, что благодарный папа удостоил его титула «Защитник Веры». Впрочем, на основания веры Генрих и теперь не покушался. Догматы англиканской церкви были сформулированы в 1539 году во вполне ортодоксальном Акте шести статей. Король под страхом смертной казни и конфискации имущества приказал сохранить семь таинств, пресуществление хлебов, безбрачие духовенства и тайную исповедь. Сам Генрих не имел ни малейшего намерения способствовать распространению идей религиозной Реформации, и тем не менее разрыв с Римом способствовал рождению протестантской Англии. Но совершенно неизвестно, стала бы добрая старая Англия оплотом протестантизма, если бы принц Артур не простудился на охоте.

А Анна Болейн, родившая в 1533 году девочку (будущую королеву Елизавету I), уже в мае 1536-го была уличена в супружеской неверности и публично казнена, после чего энергичный король женился еще четыре раза, и все неудачно.  











Рекомендованные материалы



Стекольщик, офис и листобой

Особенно же меня тронуло интервью режиссера Юрия Норштейна. Это чудесно, когда человек настолько равен себе. Среди самых важных слов Норштейн называет пространство, мироздание, мироощущение, возвышение.


Крестины и крестное целование

Народ смотрел на Скопина как на богоданного спасителя от бедствий смуты. Взбалмошный Прокопий Ляпунов даже отправил к нему послов с предложением самому венчаться на царство, от чего Михаил Васильевич решительно отказался.