27.11.2006 | Кино
Вы слыхали, как живут дроздыОтар Иоселиани уникален и в том смысле, что почти все его фильмы, и уж точно все игровые, высоко котируются среди киноманов. Ни одного провала. Напомним о грузинских «Листопаде» и «Пасторали» и снятых за рубежом фильмах «Маленький монастырь в Тоскане», «И стал свет», «Охота на бабочек». Особо (наряду с In vino veritas и «Утром понедельника») выделим три другие картины, являющие публике разного Иоселиани.
ФИЛЬМ
«Жил певчий дрозд» (1971)
СЮЖЕТ
Явление первого вольного героя Иоселиани. Трагикомедия о молодом парне, самом скромном из музыкантов симфонического оркестра (играет на ударных и имеет славу раздолбая), чей истинный талант в том, что он душа компаний и отзывчивый друг
ЧЕМ ЗНАМЕНИТ
Один из истинно культовых фильмов в среде советской интеллигенции. Конечно, в 1970-е героя воспринимали еще и как своего рода несознательного оппозиционера (пусть не строю, но образу жизни), как человека, пытающегося быть свободным, жить не как все, не как надо, а альтернативно. Понятно было, что места в обществе таким людям нет – о чем и финал
ФИЛЬМ
«Фавориты луны» (1984)
СЮЖЕТ
Переплетающиеся тропинки обитателей Парижа. Что особенно изумляло советского зрителя (фильм каким-то образом угодил в подцензурный догорбачевский прокат), одной из героинь была немолодая проститутка, отнюдь не угнетенная своей судьбой
ЧЕМ ЗНАМЕНИТ
Уже тем, что это первый французский фильм Иоселиани. Ход, когда действует много персонажей, иногда даже не знающих друг друга, но то и дело сталкивающихся (фильм при этом снят длинными планами, смонтирован почти без склеек, камера следует за одним, идущим по тротуару героем, потом плавно переходит к сидящему в кафе другому), станет фирменным знаком Иоселиани
ФИЛЬМ
«Разбойники. Глава VII» (1996)
СЮЖЕТ Действие перекидывается то в Грузию Средних веков, то в сталинские 1930-е, то в современность. Актеры одни и те же. Средневековый князь – в современности бомж
ЧЕМ ЗНАМЕНИТ Иоселиани всегда игнорировал политику, но тут снял фильм злющий, анекдотичный и политизированный. Полемичный по отношению к символу перестройки – «Покаянию» Тенгиза Абуладзе. «Покаяние» тосковало по старой доброй Грузии, культурной стране, которую в 1930-е внезапно оккупировали какие-то чужие берии, восставшие из ада, и призывало найти дорогу к храму. Иоселиани же доказывает, что и в Средние века, и в 1930-е, и в 1990-е всегда правила чернь. Вся история – это кровавый анекдот
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.