Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

20.07.2006 | Кино

Неокопная правда

Александр Рогожкин снова снял фильм о войне, в котором нет войны, но есть много всего другого

В прокат вышел «Перегон» Александра Рогожкина. Он сражался за призы в Карловых Варах, а еще прежде на «Кинотавре». В обоих случаях его не отметили. Видно, решили, что Рогожкину и так уже хватит наград. Между тем Рогожкин поддержал свое реноме как одного из лучших отечественных режиссеров.

В «Перегоне» ощутимы отголоски «Блокпоста», «Особенностей национальных охот/рыбалок» и «Кукушки». Рогожкин не может не соединять драму с трагедией и комедией, темы любви - и ненависти, при этом не облекать свои фильмы в такие формы, которые на поверхностный взгляд кажутся «простыми». «Перегон», однако, отличается от его предыдущих картин необычайной для Рогожкина длиной (140 минут) и многофигурностью.

Сорок тщательно проработанных характеров. Все равноправны – лишь некоторые главнее главных.

В конечном счете, обнаруживается, что мы смотрели еще и детектив. Когда незадолго до финала в фильме возникает труп, это кажется нелогичным поворотом сюжета. Но потом понимаешь, что именно расследование убийства сводит воедино разрозненные линии.

Как и «Кукушка», «Перегон» - фильм о войне, в котором нет войны. Она есть, но совсем уже далеко. Вообще-то «Перегон» интересен и информативно. Вы знали, что трижды Герой СССР Александр Покрышкин воевал в Великую Отечественную на американских истребителях «Аэрокобра» - около шести тысяч этих самолетов были перегнаны в СССР с Аляски по воздуху? Действие фильма происходит в самой дальней точке страны и Чукотки, где и расположен аэродром, куда эти самолеты перегоняют. Там на их крыльях и фюзеляже американские белые звезды перекрашивают в красный цвет, чтобы гнать самолеты дальше – на фронт. «Мне нравится мир величиной с почтовую марку. В данном случае, наш аэродром – это почтовая марка» (Рогожкин).

Рогожкин предположил, что «Аэрокобры» могли доставлять с Аляски не американцы, а американки – летчицы. А встречать их, чтобы потом переправлять дальше, наши совсем еще неоперившиеся летчики, которым по неопытности рано в бой. Естественный интерес наших молодых к загадочным опытным (лет по 25) дамам из-за океана, вызывающий головную боль у политрука аэродрома, романтические и трагианекдотические отношения между ними – один из сюжетов фильма (в какой-то момент Рогожкин цитирует «Кукушку»: наши и американки ведут диалог каждый на своем языке, понимают друг друга с точностью до наоборот, но при этом – ничего, нормально общаются!).

Но есть и десятки других сюжетов.

Работающего на аэродроме пацана-чукчи, рассказывающего другому, старому сородичу, анекдоты про чукч, над которыми тот потом неделями размышляет, как над историями из жизни, чтобы опровергнуть их как нереальные. Коменданта, вроде бы героя войны, контуженного психа (очень хорошая роль всегда неповторимого Алексея Серебрякова). Библиотекарши из интеллигенток, переводчицы с английского, у которой, как выяснится, много тайн (артистическое возвращение Анастасии Немоляевой – помните фильм «Курьер»?). Положительного капитана Лесневского (и тоже хороший актер: Даниил Страхов) – его ненависти к садисту-коменданту и непонятных отношений с библиотекаршей. И т. д.

Кажется, что Рогожкина сильнее всего занимает ситуация, когда люди оказываются в ситуации безвременья. Да, война. Да, закамуфлированное идеологическое противостояние между союзниками. Да, в какой-то момент проявит себя и НКВД. А все-таки безвременье дает героям фильма ощущение свободы. Молодые герои в военной форме попали в ситуацию, когда ничто от них не зависит, ни о чем не надо заботиться, ничто невозможно спланировать – от этого возникает чувство выпадения из быта и забот. А поскольку дело происходит еще и черт знает где – то выпадения из страны и географии.

Больше всего в «Перегоне» нравится, однако то, что фильм не только об этом. А вообще обо всем – зарисовки о жизни. Я вообще-то всегда любил фильмы с умным подтекстом, который можно отследить и осмыслить. Но «Перегон» замечателен именно своей незацикленностью на какой-либо идее, открытостью для трактовок.

Когда в финале фильма звучит моралистическая фраза (не только имеющая отношение к войне, но и объясняющая предфинальные события), она даже несколько напрягает. 9-летний внук – абсолютно русский на вид – спрашивает деда – чистейшего чукчу: «Люди убивают зверей для того, чтобы съесть мясо, а из шкуры сделать себе одежду. Но зачем люди убивают других людей?». «Ты задаешь слишком детский вопрос, если взрослый не может на него ответить», - говорит дед.



Источник: «Русский Newsweek», № 25, 3-9 июля 2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.