Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

07.08.2005 | Балет

На едином дыхании

Столетие Леонида Лавровского отметили в Большом театре

Леонид Лавровский руководил балетом Большого театра с 1944 по 1964 год. Блестящий постановщик и педагог петербургской выучки, он был тем самым человеком, благодаря которому в советские годы мы в области балета имели право провозгласить себя «впереди планеты всей». К 100-летию Лавровского Большой театр провел вечер, составленный из фрагментов его спектаклей и киносвидетельств триумфов «Большого балета».

«Большим балетом» главную труппу СССР стали называть во всем мире именно при Лавровском: это он подготовил ее к триумфальным зарубежным турне, прорвавшим все «железные занавесы». Лавровский поставил спектакль «Ромео и Джульетта», ставший символом советского балета, и вернул миру символ балета романтического - «Жизель», едва не забытую, но вновь вошедшую в моду после европейских гастролей Большого. Наставил на педагогический путь Галину Уланову и сам выпестовал несколько поколений ярчайших танцовщиков, среди которых были Майя Плисецкая, Наталия Бессмертнова и его сын Михаил Лавровский.

Перед началом вечера Лавровский-младший, ныне авторитетный педагог и постановщик Большого, напомнил аксиому, что театр - это когда возникает «единое дыхание» артистов на сцене и публики в зале.

Программа казалась сверстанной второпях, на живую нитку и выглядела не так чтобы уж очень отрепетированной. Но как раз «единого дыхания» достичь удалось. После увертюры - фрагмента «Классической симфонии», поставленной Леонидом Лавровским для учеников школы и трогательно исполненной нынешними выпускниками, его добились грациозная Елена Андриенко (Муза) и монументальный Юрий Клевцов (Паганини), весьма расположившие зал к романтическому дуэту из балета «Паганини» на музыку Рахманинова.

Эффектные сцены бала и объяснений героев у балкона из «Ромео и Джульетты» погрузили публику в праздничную атмосферу масштабных спектаклей «Большого балета». Сергей Филин, с энтузиазмом воплотивший восторг Ромео при первой встрече с Джульеттой (Светлана Лунькина) и оттенки страсти героя в любовном дуэте, образцово продемонстрировал главные качества танцевального стиля эпохи Лавровского: сочетание естественности и яркой театральности манер, при котором бытовые жесты выглядят поэтичными как танец, а виртуозные танцевальные трюки подаются как выплеск бурных эмоций.

Эмоциями была переполнена постановка Лавровского-сына «Нижинский». Артистичный Денис Медведев захватывающе изображал сумасшествие гениального танцовщика, вспоминающего свои роли, а сам постановщик в образе Дягилева и темпераментная Лола Кочеткова (Ромола, жена Нижинского), азартно оспаривали его друг у друга. А в завершение вечера Елена Андриенко, Мария Александрова, Марк Перетокин, Ринат Арифуллин, Морихиро Ивата и артисты балета устроили праздничный шабаш, лихо исполнив темпераментную, наполненную эффектными трюками, стремительными виртуозными танцами и забавными мизансценами «Вальпургиеву ночь» из оперы Гуно «Фауст».



Источник: "Газета", 28.06.2005,








Рекомендованные материалы


17.05.2016
Балет

В гостях у папы

В гости норвежцев позвал берлинский Штаатсбалет, которым второй сезон руководит испанец Начо Дуато. Балет Ghosts в его духе – мрачновато, междисциплинарно, но не опасно и вполне консервативно. И очень стильно.

23.02.2015
Балет

Балет как резюме

Испанец Начо Дуато под огнем критики уже с января 2013-го, когда его официально представили в качестве преемника Владимира Малахова. Получить место оказалось легче, чем доказать критике, что ты его заслуживаешь, — никакие достижения в расчет не брались. Вундеркинду 90-х явно показывали, что он не на своем месте. Во всяком случае, в Берлине.