Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

19.04.2006 | Книги

От натуры к культуре

Евгений Гришковец выпустил третью книгу

Если подходить к вопросу формально, нынешняя — третья по счету — книга Евгения Гришковца мало чем отличается от двух предыдущих. Та же узнаваемая интонация, те же забавные и симпатичные языковые ляпы, та же точно отмеренная доза искренности — равно далекая и от чванной холодности, и от излишней навязчивости. Однако в действительности от «Рубашки» и «Рек» «Планку» отделяет огромная дистанция.

И дело не в том, что Гришковец освоил новый для себя жанр рассказа и научился, наконец, пользоваться местоимениями третьего лица (теперь в его прозе существует не только «я», но и «он», «они» и даже «она»). Просто весь тот уникальный «гришковецкий» стиль, до недавнего времени остававшийся в значительной мере интуитивным, подвергся глубокой рефлексии и был переведен на новые, профессионально-литературные рельсы.

Мается на военном корабле юный матрос срочной службы («Другие»). Отправляется в командировку в Париж мелкий чиновник («Лечебная сила сна»). Молодой провинциал совершает очень правильный поступок — возвращает законному владельцу потерянные деньги, и понимает, что, возможно, совершил главную в своей жизни ошибку («Шрам»). Под каждого из этих героев (неважно, от третьего или от первого лица ведется повествование) читатель с легкостью подставит себя, с радостью или, напротив, с неприятным саднящим чувством узнавая в них собственные стыд, страх, неловкость или дурацкую детскую доверчивость.

Все это для Гришковца не ново. Однако если раньше его прозу окружал почти магический ореол — казалось, что он едва ли не случайно уловил какую-то удивительную вибрацию воздуха и немедленно, не дешифровывая — как послание инопланетян, начал переливать ее на бумагу, то теперь сомневаться в писательской мастеровитости Гришковца уже не приходится.

За его вольно льющейся полу-прозой, полу-песней все явственней слышится механистический перестук шестеренок: Гришковец отлично понимает, что, как и почему он делает. «Планке» этот изящный стилистический контрапункт идет, пожалуй, только на пользу. Однако он же таит в себе немалую опасность: сейчас тексты Гришковца замерли в точке оптимального баланса между культурой и натурой. А потому шаг в любую из сторон неизбежно станет шагом вниз.



Источник: "Эксперт" №15(509),








Рекомендованные материалы


Стенгазета
25.09.2020
Книги

Кровь и мак

Ребекка Куанг пишет не просто страшно динамичную и мрачную историю — она замахивается на проблемы посерьезнее. Взяв за основу несколько исторических событий из прошлого Китая (Нанкинская резня), парочку магических сюжетов из комиксов («Люди Икс») и несколько клише из литературы («Волшебник Земноморья», «Гарри Поттер» и «Властелин колец»), писательница неожиданно создает сложный и самобытный роман

Стенгазета
18.09.2020
Книги

Искусство быть бестселлером

Последние книги Пелевина были попыткой проанализировать актуальные события в России и мире. В «Искусстве легких касаний» это тоже есть, но играет достаточно второстепенную роль. Роман состоит из трех историй: «Иакинф», «Искусство легких касаний» и «Бой после победы».