Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

05.04.2006 | Книги

Христос для Нью-Гемпшира

Второе пришествие в американской глубинке

Американец Джон Ирвинг обладает удивительной способностью изъясняться притчами: любая его книга — не совсем о том, о чем кажется. Несмотря на то, что по всем показателям «Правила виндоелов» — типичный социальный памфлет о вреде абортов, а, скажем, «Четвертая рука» — образцовый экскурс в область реабилитации инвалидов, принять этот поверхностный слой за подлинную сущность романа способен только самый наивный читатель. То же самое можно сказать и об «Оуэне Мини» — вообще-то, это книга о втором пришествии. Но, конечно же, совсем не о нем.

В американском городке неподалеку от канадской границы растут два мальчика — Джонни (от его лица ведется повествование), отец которого неизвестен, а мама и бабка принадлежат к самому родовитому семейству в городе, и лопоухий, до смешного невесомый и тщедушный малыш Оуэн Мини — его лучший друг.

Однажды, едва ли не единственный раз в жизни удачно отбив бейсбольную подачу, Оуэн мячом убивает маму Джонни. С этого момента начинается духовная трансформация Оуэна: он осознает себя орудием в руках Божьих, открывает в себе удивительные способности (например, предвидеть будущее), и вообще чем дальше, тем больше походит на новое воплощение Христа.

Соблазн объявить роман Ирвинга новым евангелием очень велик. Однако это будет по меньшей мере неточно. В действительности, «Молитва об Оуэне Мини» —скрупулезное и глубокое исследование феноменов американской социо-культурной ситуации второй половины ХХ века (роман написан в 1989 году): бейсбол и комплекс вины перед индейцами, Вьетнамская война и первые телевизоры, размывание социальных страт и женская эмансипация. Однако реализуя давнюю идею Честертона о том, что каждая эпоха лепит себе небесного заступника исходя из собственных проблем и потребностей, Ирвинг использует все эти широко известные вехи в качестве своеобразных реперных точек, по которым с математической точностью выстраивает лучезарный обаз Оуэна Мини.

И в этом смысле, безусловно, прав Стивен Кинг, заметивший, что до Ирвинга никто не рисовал образ Спасителя такими красками. Разумеется — никто ведь не пытался выдумать Христа для штата Нью-Хэмпшир образца 1970 года. 



Источник: "Эксперт", №13 (507), 3-9 апреля, 2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
13.02.2019
Книги

Вся власть народу

Рейбрук доказывает, что американцы и французы придумали выборы для ограничения демократии (изначально голосовать и избираться могли лишь мужчины благородных сословий) — и предлагает вернуться к жеребьёвке, которая оберегала древних греков от авторитаризма и привлекала к управлению полисами большое количество граждан.

08.02.2019
Книги

Мертвые в Линкольне

Книга родилась из исторической сплетни: во время гражданской войны одиннадцатилетний сын президента Линкольна Уилли умер, а его отец настолько не мог принять потерю, что после похорон вернулся в склеп, достал тело из гроба и обнял его, писала пресса тогда.