03.04.2006 | Архитектура / Город
Фабрики звездАрхитектурных звезд начали раскручивать девелоперы
Тема «архитектурных звезд» всплывает с завидной регулярностью, правда несмотря на все усилия архитектурных критиков (их количество можно выразить однозначной цифрой) звезд так и не появилось. Есть конечно трагичная звезда Нодара Канчели, который впрочем и вовсе не архитектор, а конструктор, но это мало кого волнует. Конечно, звезды в очень своеобразном понимании этого слова, то и дело вспыхивали в медиа пространстве, но интерес к ним быстро исчезал – то возникала фигура Сергея Киселева в связи с тем же «Трансваалем», то «светился» Никита Шангин с Большим театром, иногда Михаил Хазанов с новой мэрией в Сити, иногда Николай Шумаков, проектирующий станции метро.
Но «звезд» в общепринятом понимании так и не возникло – рафинированная ежегодная выставка «АРХ МОСКВА» активно представляла звезд западных – им устаивали персональные выставки, они проводили мастер- классы и читали лекции, на которых буквально ломали двери. Наши же архитекторы были загнаны в единый АРХ КАТАЛОГ.
Но в последнее время наметилась новая тенденция – архитекторы (в том числе и российские) становятся тяжелым оружием девелоперов. Тенденция закономерная – чем ещё могут сегодня отличаться дома, как не архитектурой? При прочих равных характеристиках – местоположение, уровень оснащенности и комфорта, качество строительства, важнейшим фактором становится позиционирование объекта на рынке. И в этом самом позиционировании имя архитектора начинает играть важнейшую роль.
Что и подтвердили последние события – за минувший месяц было заявлено несколько знаковых проектов, в которых девелоперы акцентируют внимание на двух вещах – феноменальном бюджете и звездном имени архитектора. А на прошедшей недавно в Каннах выставке недвижимости MIPIM 2006, куда традиционно приезжают российские чиновники и бизнесмены от строительства и недвижимости, появились и наши архитекторы – Борис Левянт, Михаил Белов и Михаил Хазанов. Фигуры очень симптоматичные, и определенно становящиеся брендами.
Михаил Хазанов на разных стендах MIPIM’а обнаружил семь своих проектов- от «госзаказа» - небоскреба Мэрии и Мосгордумы в Сити до очередной версии многострадального здания Театра классического балета Касаткиной и Василева. Появление Хазанова в Каннах – очередное подтверждение удивительного факта – потомственный московский интеллигент, абсолютно не конъюнктурный архитектор вдруг стал супервостребованным архитектором – он строит и загородные поселки, и административные здания, и спортивные сооружения. Очередная высота, взятая Хазановым – недавняя победа в конкурсе на эскиз-идею VIP загородного дома, проведенный компанией «Инком – недвижимость».
Борис Левянт – проектирует торговые и офисные центры, в архитектуре которых авторское начало удивительным образом соединяется с точным расчетом. На MIPIM’е бюро Бориса Левянта «Архитекторы АБД» совместно с компанией «ЭкоПргог» представили комплексный подход к разработке и реализации архитектурных и инженерных проектов для современных зданий
Михаил Белов представил на выставке в Каннах проект «Английский квартал», которая «Группа компаний ПИК» будет возводить на месте деградировавшей промзоны, недалеко от метро «Добрынинская», то есть почти, что в самом центре Москвы. По сути это целый микрорайон - территория «Английского квартала» охватывает более 4 га, объем инвестиций в проект составит 170 млн. долларов. Несколько зданий в т.н. «английском» красно-белом кирпичном стиле, сгруппированы вокруг внутреннего двора с фонтаном и альпийскими горками, а окончательно английским квартал должны сделать круглая 15-этажная башня «Британика», паб во дворе и статуя современного английского аристократа «мистер Winston». Михаил Белов, в советские времена - один из лидеров т.н. «бумажной архитектуры», а ныне один из немногих архитекторов, умеющий работать в классическом стиле, как обычно играет в той зыбкой зоне, что разделяет современное понимание классики и откровенный кич.
Декоративная, но профессионально прорисованная классика от Михаила Белова становится фирменным стилем группы компаний «ПИК» - до этого для той же компании он спроектировал ставший уже знаменитый «Помпейский дом» в Филипповском переулке, а теперь, кроме «Английского квартала», ещё и создаете «классическую английскую гимназию» в подмосковном коттеджном поселке. По признанию самого Белова – это «бюргерская» архитектура.
Другой крупный игрок - «Капитал Груп», в отличие от «ПИКа» делает ставку на современность – из российских архитекторов для него строят– Владимир Плоткин, Александр Скокан, Николай Лызлов, Александр Асадов. Правда, с иностранными архитекторами у «Капитал Груп» долго не складывалось – попытки сотрудничества компании с Захой Хадид и Эриком Ван Эгераатом закончились ничем (они, скажем так, не поняли друг друга). Тем не менее небоскребы «Город столиц» в Сити проектирует американское архитектурное бюро NBBJ, а на одном из последних общественных градостроительных советов проект многофункционального центра на месте Дома Политпросвещения на Трубной площади, спроектированный германским бюро Behnisch & Behnisch Architekten был поддержан самим Ресиным, не особо жалующим современную архитектуру.
Поисками «самого любимого иностранного архитектора» занималась не тольки «Капитал Груп», так компания MIRAX GROUP (её главное детище – строящаяся в том же Сити башня «Федерация») привлекла к проектированию жилого комплекса легенду метаболизма, классика современной архитектуры японца Кионори Кикутаке. О проекте было объявлено в начале марта, и пока о нем известно не очень много, в основном то, что он будет высотным, и то, что он поддержан главным архитектором Москвы Александром Кузьминым.
Но всё таки главным иностранным архитектором в России обещает стать другая знаковая фигура - архитектор №1 в мире - сэр Норман Фостер. Уже известно как минимум о трех проектах, заявленных к реализации в России, стоимость каждого из которых от примерно 300 миллионов до 1,5 миллиарда долларов - это реконструкция острова Новая Голландия в Санкт- Петербурге и строительство 600-метровой башни «Россия» в деловом центре «Москва-Сити» (оба проекта – «СТ Групп»).
А буквально в минувшие выходные, в прямом эфире московского информационного радио «СИТИ FM», вице- президент компании «Система Галс» Андрей Закревский объявил о том, что многофункциональный комплекс на месте снесенной гостиницы «Спорт» на Ленинском проспекте также будет проектировать Норманн Фостер. Сработаются ли наши девелоперы не просто с гуру современной архитектуры, но, прежде всего с адептом современейших технологий и высочайшего качества строительства, неизвестно.
Девелоперский интерес поддержан в этом году и выставкой АРХ Москва, тема которой «Звездная архитектура. Архитектура звезд». В своем кураторском манифесте они задают вопросы «Как зажигаются «звезды»? Чем питается их свет? «Звезда» - что это? Кто они – наши «звезды»? «Звезды» ли – наконец?!». На эти казалось бы риторические вопросы отечественные девелоперы дают вполне конкретный ответ – это бизнес.
Снос во Владивостоке «архитектурного» корпуса Политехнического института, который начался в декабре 2018 года, стал поводом для одной из самых громких дискуссий об архитектуре в городе. Причина для сноса – строительство межмузейного комплекса, среди участников проекта называют Третьяковскую галерею, Мариинский театр, Русский музей, а также Эрмитаж и Музей Востока.
Многие городские новости 2017 года были связаны не столько с архитектурой, сколько с политикой, общественным мнением, большими деньгами и другими аспектами, которые неизбежно усложняют обсуждение собственно архитектурных достоинств того или иного проекта. Но на фоне общего ажиотажа вокруг массовой застройки, были и более спокойные и позитивные архитектурные новости.