Азбука-классика, 2005
17.03.2006 | Книги
С небес на землюСказки для реалистов
Казалось, бы, сейчас не время для толстых романов. И таскать с собой тяжело, и в метро читать неудобно. И времени уходит много. Однако только толстые книги и способны погрузить нас в волшебный мир, создать другую реальность и заставить жить пару дней не только своей жизнью.
Книга Чарльза де Линта из тех толстых книг, чтение которой жаль заканчивать, потому что уже не представляешь себе, как же будешь обходиться без всех этих персонажей, к которым успел привязаться. И, конечно, еще гложет острое любопытство – а что же будет с ними дальше?
Семья будущего писателя, когда он был ребенком, объехала чуть не весь мир. Наверное, поэтому в исканиях и сочинениях Линта так много понимания «чужого» взгляда, культуры, обычаев. Музыка сближает людей, и Линт выбрал музыку в качестве профессионального занятия, и долгое время вместе со своей группой пел в клубах. Литература долгое время оставалась всего лишь хобби, пока в 1980 году он не переломил ситуацию, начав сочинять произведения в духе своеобразного магического реализма. Он создавал странный городской фольклор, "мифологическую фантазию", синтез реализма, мифа и народной сказки, он придумал свои «Легенды Ньюфорда», и его узнал весь мир.
«Покинутые небеса» - разветвленная история, случившаяся в Ньюфорде и в других местах, с очевидным евангелическим посылом, с удивительными и непредсказуемыми поворотами сюжета, с разумной дозой мистики и очень интересной теорией о том, что весь род людской произошел от двух видов: от птиц и от лис (собакоголовых). Это своего рода современное предание о Чаше Грааля, о поисках волшебного сосуда и о том, что такое тьма и свет. Городские сценки сменяются просто-таки библейскими описаниями неслыханных злодеяний и проекциями этих злодеяний в будущее. Судьба одинокой и преданной родней девушки, упеченной в рассуждении будущего наследства в психушку, оказывается в центре событий, которым суждено расколоть мир, или уничтожить его вовсе и уж совершенно точно его потрясти.
Сложно устроенная конструкция романа, авторская космогония потрясают воображение, однако в книге нет ничего такого, что могло бы отпугнуть современного читателя. И в ней есть любовь, много любви, потому что авторский взгляд на мир и на человеческую природу мудр и снисходителен.
Чарльз де Линт родился в 1951 году в небольшом голландском городке Буссум. Через четыре месяца после рождения мальчика семья переехала в Канаду, но и там надолго не задержалась. Де Линты объездили Ливан, Турцию, Швейцарию, Голландию, почти всю Северную Америку. Главным развлечением Чарльза в подростковые годы становится чтение. Среди любимых книг де Линта мифы, сказки народов мира, позже появляются имена Мэллори, Уайта, Толкина, Суонна, Нортона, Саймака, Желязны, Кинга... А вот любимой писательницей остается малоизвестная Барбара Кингсолвер. Молодой де Линт мечтал стать музыкантом, и одним из главных его увлечений на всю жизнь стала кельтская музыка. Тогда, в конце 60-х, этноискусство было малопопулярным и не давало надежд на большие заработки, но Чарльз устраивается на работу в звукозаписывающую компанию, со временем сколачивает небольшую группу, начинает выступать в ночных клубах. Писал же он только для себя - и прозу, и стихи, и музыку. Литературную карьеру решил случай.
В 1975 году сочинения де Линта случайно попались на глаза одному из его друзей, и он посоветовал Чарльзу послать пару рассказов в небольшой журнальчик.
Полученный гонорар составлял "баснословную" сумму аж в десять долларов! Но сам факт казался де Линту удивительным: "Неужели кто-то готов платить деньги за то, что для меня просто хобби?!". Увы, мгновенного чуда не произошло. После первой удачной публикации - восемь лет сплошных отказов, хотя вдохновленный де Линт пишет роман за романом. 1980 год становится переломным для творчества де Линта. Он переносит сюжет своих произведений в городскую атмосферу. И дело не только в смене антуража, проза де Линта перестала быть фэнтезийной, - скорее это "магический реализм". За следующий год де Линт публикует три романа, тиражи быстро переваливают за десять тысяч, а вместе с ними растут и гонорары. "Я не хочу писать из-за денег. Я хочу, чтобы мне платили за то, что я пишу", - таков принцип де Линта.
Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.
Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».