16.02.2006 | Архив "Итогов" / Религия
Мы живем, словно настоящего нетЕсли хочешь молиться, вернись весь под собственную свою кожу..
Текст: Митрополит Сурожский Антоний
Мы все находимся во власти времени, но по своей вине, время тут ни при чем. То, что время течет, и то, что мы куда-то спешим, - две совсем разные вещи. Спешить - это внутреннее состояние; действовать быстро, точно, метко - это дело совсем другое. Примером возьмите вот что: бывает, на каникулах в деревне идешь себе по полю быстро, бодро, живо и никуда не спешишь, потому что спешить некуда; а иногда видишь: человек несет два чемодана да еще три кулька и страшно спешит, - а движется, как улитка. Поспешность заключается в том, что человек хочет быть на полвершка перед собой: не там, где он находится, а все время чуть впереди. И пока человек так живет, он молиться не будет, потому что тот человек, которого здесь нет, не может молиться, а тот, который есть здесь, не молится. Вот и все. Это чрезвычайно важно, мне кажется...
Мы живем, словно настоящего нет, знаете, как бы перекатываемся из прошлого в будущее. А настоящее - это то мгновение, когда перекатываешься; и на деле оказывается, что единственное реальное мгновение - это теперь, теперь я весь тут.
И тут я понял то, что имеет в виду один из отцов-аскетов века, когда говорит: если хочешь молиться, вернись весь под собственную свою кожу... Мы ведь не живем под своей кожей; мы живем тут, там, здесь. Вот подумайте о себе, когда вы сидите за столом: глаза разбегаются, вы и в огурцах, вы и в квасе, вы и в том, и в другом. Ваша личность расползлась по всему столу. А если подумать о жизни вообще - мы не под своей кожей живем, мы расползлись во все стороны вожделениями, желаниями, дружбами, враждами, надеждами, устремлениями - чем хотите. Я не хочу сказать, что все это плохо, я только хочу сказать, что фактически под кожей остаются только внутренние органы, но человек весь вне себя, как выплеснутая из кадки какая-то жидкость. Так вот, вернись под кожу: только тебя возьмут так, в метро (воспоминания об аресте во время войны.- "Итоги"), и вдруг ты весь под кожей. И чувствуешь, как ты к этой коже привык, и как она тебе нравится, и как тебе не хочется, чтобы с ней что-нибудь нехорошее было, - это раз. Во-вторых, чувствуешь, что в этой коже так уютно и что совсем не хочется из этой кожи выйти...
И оказывается, что под кожу влезть можно, что в ней сидеть уютно, что настоящее - единственное реальное и что в этом настоящем ужасно хочется остаться...
И вот для молитвы надо научиться жить так, как я сейчас описал...
Когда вы едете на машине или в поезде, машина движется, а вы сидите, книжку читаете, в окно глядите, думу свою думаете; так почему так не жить, почему нельзя, например, быстро ходить, руками что-то делать - и одновременно быть в полном стабильном покое внутри? Можно! Это показывает опыт, причем не святых, а самых обыкновенных людей.
И это не заоблачная мечта, потому что если вам хочется этого вот столечко, то Богу хочется вот столько; Он вам навстречу пойдет с неба на землю, когда вы только ступите один шаг по земле.
Я думаю, что если вы так будете над собой работать, то вы будете молиться, и вы сможете и учиться, и молиться самым творческим образом и никогда не терять ничего...
Когда я только что священником стал, пришла одна старушка из старческого дома и говорит: "Батюшка, вот я четырнадцать лет занимаюсь Иисусовой молитвой, все время твержу, а никогда не ощутила, что Бог есть; что мне делать?" Ну, я сказал: "Обратитесь к кому-нибудь, кто молиться умеет!" Она говорит: "Знаете, я у всех ученых спрашивала, да вот мне говорят, что вы только что рукоположены, может, ничего не знаете, а от сердца скажете"... Я подумал: разумная старушка в каком-то смысле! - и говорю: "Знаете, я вам тогда от сердца и скажу: когда Богу вставить слово, коль вы все время говорите?" "А что мне делать?" Я сказал: "Вот что делать. Приди к себе в комнату, закрой дверь, поставь кресло поудобнее: так, чтобы свет падал хорошо, чтобы лампада была видна с иконой, сядь и пятнадцать минут вяжи перед Лицом Божиим, только не думай ничего благочестивого и не молись"... Старушка моя говорит: "Злочестиво же так поступать!" Я ответил: "Попробуй, коли меня спрашиваешь, который не знает..."
И уже все так привыкли к Церкви молчащей… Но вот лед тронулся. И спайка церкви с государством дала трещину, да. Если только всех подписантов не повесят в ближайшие дни на Сенатской площади (вот уже самарских священников вызывают "на беседы"), того доверия уже не будет. Власти придется задуматься о новом «милом друге».
Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука — фигура легендарная, известная во всем мире — в Греции, например, ему посвящено больше церквей, чем в России (около сорока). Подвижник, отсидевший 11 лет в сталинских тюрьмах и лагерях, но ни разу не согласившийся отказаться от сана. Его проповеди составили 12 томов. И ученый, ухитрявшийся писать свои труды, принимая в иные, самые напряженные периоды, до 100 больных в день.