13.02.2006 | Кино
Увидеть зомби – и умилитьсяТим Бёртон всегда считал монстров забавными и в своих фильмах всегда придумывал новых и необычных
1988
«Битлджус» («Жучиный сок»): призрак – шулер и ловчила (по имени которого и назван фильм), именующий себя «био-экзорцистом» и навязывающий более робким призракам свои услуги по изгнанию из домов их обитания слишком назойливых людишек. Лучшая роль Майкла Китона.
1989
«Бэтмен»: две первые экранизации комиксов про Бэтмена (речь о фильмах новейшего поколения), сделанные Бёртоном, считаются образцовыми, в том числе благодаря клоунам-злодеям. Среди них до сих пор наиболее памятен Джокер Джека Николсона.
1990
«Эдвард Руки-ножницы»: возможно, самое оригинальное человекочудище в истории кино. Своего любимого актера Джонни Деппа Бёртон превратил в искусственно созданного малого, этакого Человека Франкенштейна, который отчасти (но не нравом) напоминает Фредди Крюгера, поскольку вместо ладоней у него лезвия-ножницы.
1993
«Кошмар перед Рождеством»: первое бёртоновское объяснение в любви нечистой силе как таковой, которая жизнерадостна и забавна, даже когда пробирается в мир людей и пугает их непривычными подарками якобы от Санта Клауса – типа оторванных голов и удавов, радостно заглатывающих рождественские елки.
1996
«Марс атакует!»: чтобы изобрести таких марсиан, нужно быть режиссером с особыми психикой и юмором, вдобавок с детства впитавшим не вполне типичные культурные ценности. Только такой режиссер мог придумать и леди-собачонку, которую зловредные марсианские хирурги сконструировали из героини Сары Джессики Паркер.
1999
«Сонная лощина»: Всадник Без Головы, вырывающийся из преисподней через ход в кровоточащем дереве, пожалуй, единственный истинно страшный из бёртоновских монстров. Впрочем, и в этом фильме достаточно черного юмора.
2003
«Большая рыба»: одноглазая ведьма из этого фильма заслуживает внимания уже потому, что Бёртон, видимо, не может не потешаться над любимыми женщинами. Прежняя любовь изображала в фильме «Марс атакует!» марсианина-шпиона в Белом доме, нынешняя – Хелена Бонем Картер (она и есть эта ведьма) – успела побывать мартышкой в бёртоновской экранизации «Планеты обезьян» и явно не случайно была призвана озвучить романтическую покойницу в «Трупе невесты».
2005
«Чарли и шоколадная фабрика»: м-р Вилли Вонка в исполнении Джонни Деппа, хотя и не прячет под цилиндром рогов (хотя кто знает?), все-таки персонаж явно – пусть слегка – инфернальный. Если и не Мефистофель-Воланд, то уж как минимум их двоюродный племянник.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.