Очередной 24-й Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале раздал призы, и по тому, как кучно ложились пули и как полно совпало решение жюри с профессиональным рейтингом, ясно было что о лидерах в этом году не спорили. И действительно, на фестивале было несколько очевидных фаворитов, собравших все возможные награды, но просто хороших фильмов, крепкой середины, которая обычно составляет костяк конкурса, было на удивление мало. А вот слабого кино было как-то особенно много: не знаю, проблема ли это селекции или просто год был для анимации не слишком урожайный.
Главным фаворитом Суздаля-2019 был прелестный – нежный и полный юмора - фильм Натальи Мирзоян «Пять минут до моря» (студия «Петербург»), о котором я писала в репортаже с фестиваля «Крок». Уже ясно, что этот фильм у нас становится основным российским хитом сезона (недавно пришло известие, что он отобран в конкурс самых престижных мировых смотров: в Анси и Загребе). А в Суздале он взял специальный приз жюри с формулировкой «За способность удержать мгновение», первое место профессионального рейтинга (с огромным отрывом), которое дает звание президента фестиваля на весь будущий год, а еще приз мэтров имени Александра Татарского «за анимацию трепетную как жизнь», который вручали Юрий Норштейн и Андрей Хржановский.
Еще один фестивальный лидер, о котором я уже рассказывала в репортаже с Крока – фильм Светланы Филипповой по Борису Шергину «Митина любовь» (студия ШАР). Он взял диплом в короткометражной категории и престижное четвертое место профессионального рейтинга.
Гран при
Главный приз фестиваля и второе место профессионального рейтинга достались фильму «Узы» Дины Великовской (студия «Пчела», копродукция с Германией), у которого на Суздальском фестивале была мировая премьера. Мы много слышали об этом фильме заранее, поскольку Дина, обычно работающая с кукольной анимацией, но имевшая в своей фильмографии и рисованное кино, снимая в Германии, выбрала неожиданную, инновационную технику с использованием 3D ручки (насколько мне известно, до нее в анимации никто этого не делал). Таким образом изображение получалось как бы рисованное тонкой линией, но при этом в пространстве, на макете, как проволочное. Только возможности для рисования у этой техники гораздо шире, чем при работе с проволокой. Новая технология так замечательно подходит для истории, которую рассказывает Дина, будто специально была для нее выдумана. Речь идет о дочери, которая уезжает повидать мир от своих пожилых родителей и оказывается, что узы, которые связывают их, вполне материальны: чем дальше уезжает девушка, тем больше раскручивается нитка, которая тянется за ней из семьи, «распуская» дом и самих родных, как вязанье. Кино о том, как важно друг друга отпускать, получилось притчевое, но полное остроумных и неожиданных деталей, к тому же, в частности, благодаря необычной технике – легкое и воздушное. И неожиданно оптимистическое: у дочери и родителей, освободившихся от связывавших их уз, началась новая жизнь.
Еще один суздальский фаворит – фильм Леонида Шмелькова «Лола живая картошка» (студия «ШАР», копродукция с Францией), он получил приз в категории «короткометражная анимация», приз гильдии киноведов и кинокритиков и третье место профессионального рейтинга. К тому же, есть надежда, что «Лола» тоже станет международным фестивальным хитом: в конкурс Анси она поедет вместе с фильмом Натальи Мирзоян. Картина Шмелькова рассказывает о девочке, которая с мамой и братом-младенцем живет в загородном доме. Но дом продают и ей придется покинуть привычный мир, полный мест для игр и населенный друзьями – старыми игрушками вместе с сопровождающим ее во всех фантазиях веселым дедушкой, который, как выясняется, уже умер (эта роль прекрасно озвучена Джигарханяном). Задумчивое и негромкое кино, снятое с точки зрения выдумщицы Лолы, удивительным образом погружено в гогеновскую цветовую и декоративную среду. Это дает фильму, где так много советского прошлого (как в комнате дедушки, где сохранился бюстик Ленина, старые журналы и много другого, узнаваемого) новый контекст - и эмоциональный, и относящийся к искусству, предлагая неожиданные рифмы и сопоставления.
О красоте
Диплом с формулировкой «за изысканное художественное решение» получил фильм «Три сестры» Светланы Андриановой, снятый не по Чехову, а по мотивам черногорской легенды о сестрах, каждую из которых обольстил один и тот же моряк, да с тем и уплыл. А сестры все втроем ждали его до самой смерти, но не дождались. Кстати, дом с тремя окошками из мультфильма, тот самый, о котором сложена легенда «Дом трех сестер», до сих пор есть в городе Прчань в Черногории. Суховатая история, сделанная в технике раскрашенной пластилиновой перекладки, выглядит очень эффектно и картины тут немного похожи на деревянные барельефы, как у хорватского художника Нено Микулича, работы которого вдохновили фильм Андриановой.
Открытие
Второй из двух спецпризов жюри получила «Ныряльщица» Юлии Войтовой, несколько лет назад закончившей екатеринбургскую архитектурную академию и уехавшей учиться режиссуре в знаменитую французскую киношколу La Poudrière. В последние несколько лет молодые российские аниматоры едут в Пудриер один за другим и возвращаются совершенно оригинальными сложившимися режиссерами, рассказывая о своей киношколе, как о каком-то волшебном месте - Хогвартсе анимации. Открытием для нас стала и Юлия Войтова со своим французским дипломом, стоявшим в студенческой категории, но взявшим одну из главных наград. Простая история про измученную ныряльщицу, пришедшую к массажисту, чтобы он привел ее в порядок, тоже, как и в фильме Великовской, решается через точно найденную технику анимации. У Юли это бумажная перекладка, раскрашенная масляной пастелью, и то, как тело спортсменки превращается в мятую бумажку, а потом распрямляется и разглаживается огромными руками массажиста, делает это кино очень тактильным и без слов говорит больше, чем длинная спортивная драма.
После прошлого года, показавшего очень высокий уровень молодой анимации – и студенческой, и дебютной, - программа этого года выглядела куда слабее, в дебютной категории даже было решено не присуждать приз. При обсуждении студенческих работ случился скандал – многие участники фестиваля протестовали против тенденциозного решения селекционной комиссии не брать на фестиваль ни одного фильма из недавно созданного, но уже прославившегося анимационного курса Высшей школы экономики, зато взять очень много малоудачных картин из ВГИКа. В результате главный студенческий приз получила картина из Школы-студии ШАР «Здравствуйте, родные» Александра Васильева – парадоксальный фильм о старушке, ждущей встречи с родными, сначала выглядящий, как сентиментальная история о старости, потом превращающийся в абсурдистскую комедию, в конце концов разрешающуюся остроумно и совершенно неожиданно.
Еще одним студенческим лидером стал необычный сборник «Десять этюдов в черном» - результат обучения кукольной анимации на независимой студии БФМ в Цехе анимации. Десять режиссеров (Татьяна Кузнецова, Маша Серебрякова, Николай Шакин, Вера Павлова, Ира Миронова, Наташа Чингина, Ольга Федорова, Кира Вишнякова, Маша Бондарь, Варя Бададгулова) сами делали кукол и ставили крошечные этюды, формально друг к другу отношения не имеющие, но тем не менее вместе выглядящие, как цельное, хоть и загадочное кино. Благодаря изумительному качеству кукол и самой анимации, фильм получил диплом жюри с формулировкой «за многообещающий и остроумный старт нового поколения кукольников».
Из ВГИКовских картин, пожалуй, самым обаятельным был короткий атмосферный этюд – предчувствие любви «Мимолетная встреча» всего лишь второкурсницы Анны Амосовой, перенявшей у своего учителя Алексея Демина стиль его легкой карандашной графики и мечтательный ритм.
Самое уморительное студенческое кино сняла двадцатилетняя студентка колледжа кино и телевидения Саша Деева. В фильме «Там кто-то есть» анекдот про алкоголика, который упал в деревенский сортир и теперь своим храпом оттуда наводит ужас на всю округу, рассказан лаконично и бодро.
И еще один важный фильм в студенческой категории – «Хорошая плохая злая» Сони Горя. Это сделанное в рамках школы документальной анимации на фестивале «Рудник» автобиографическое кино, где просто и весело объясняется, что такое «биполярное расстройство» и каково с таким диагнозом жить. На фоне мрачных картин о психических заболеваниях, эту коротенькую картину хочется распространять повсюду, чтобы ободрить тех, кому такой диагноз поставили и объяснить остальным, как он выглядит изнутри.
Российская анимация славится своими штучными детскими фильмами, за рубежом авторского кино для детей почти нет, все силы брошены на сериалы. Похоже, у нас ситуация понемногу меняется в ту же сторону – новых детских сериалов становится все больше, подающая надежды молодежь идет работать на них, а не делать свое кино, для известных режиссеров тоже детское не в приоритете, так что хорошего штучного детского становится меньше – конкурсная программа это ясно показала.
Приз за лучший детский фильм получил один из самых известных российских режиссеров, мастер остроумного короткого кино Алексей Алексеев: он снял свой, «доисторический», вариант знаменитой «Оранжевой песни» на стихи Горина и Арканова в симпатичном музыкальном проекте «Мультипелки» компании «Аэроплан» (кстати, в программе Суздаля мультипелок было несколько и все по-своему милые).
Диплом в этой категории дали Нине Бисяриной за фильм «Сколько весит облако» екатеринбургской кинокомпании «Снега» - лирическую историю о скучном синоптике, измеряющем облака и вдруг обнаружившем, как они красивы. Фильм этот не был задуман, как детский, скорее его стоит воспринимать, как продолжение темы о том, как важно остановиться, чтобы увидеть красоту вокруг себя, которую Нина начала в своей предыдущей картине «Остановка», в прошлом году тоже награжденной в Суздале.
Экспериментальное анимационное кино в России почти не снимают, а за эксперименты и в сценарной, и в изобразительной области в последние годы у нас отвечает главным образом Саша Свирский. Его новый фильм «Девственный ветер» имеет свою историю: он был снят в рамках проекта БиоАртЛаб для Нижегородского университета, где на выставке были соединены научные экспонаты и работы художников. У Саши в экспозиции был диптих из фильмов "Модульный человек" и "Девственный ветер", посвященных человеку будущего: его телу с заменяемыми частями, скрещению человека с машиной и животным – всему тому, о чем Свирский снимает свои последние и нарративные, и ненарративные фильмы.
Абстрактное кино для русской анимации тоже большая редкость, так что на него нельзя было не обратить внимание. Музыкальный фильм «Вечность» на музыку польского композитора Михала Яцашека сняла Анастасия Мелихова, в прошлом году взявшая много призов со своим сюжетным дебютным фильмом «Первый гром», снятым в Екатеринбурге. Но когда Настя поехала в резиденцию в датскую киношколу, как будто исчезли все отечественные ограничения – получилось беспредметное кино, хотя светящиеся узоры в черноте напоминают о космосе.
Фильм целиком:
Клипов в этом году было не очень много, а лучшие из них оказались совершенно противоположных качеств. Элегантные «Коньки» Марии Якушиной на песню Ильи Июнича, получившие диплом в категории – это целое кино о том, какая радость кататься на катке, с множеством забавных героев, выписывающих вензеля, обаятельных микроисторий про стариков и детей и стильными коллажными фактурами в дизайне.
А "Сапожки" Елизаветы Скворцовой, напротив, сняты намеренно грубовато и грязно, Лиза даже называет свой фильм, в котором неожиданно сама играет и поет на идише – панковским. Зато энергия из него так и прет.
Мастер
Фильмов признанных мастеров в суздальской программе этого года почти не было. Единственный мастер, который работает, как часы, в последнее время выдавая почти каждый год по фильму в своей фирменной манере – Иван Максимов. Его фильм «Одинокий монстр выходит к людям» вполне соответствует названию, впрочем безобидный скучающий монстр выходит из своей пещеры не столько к людям, сколько к танцующим зайчикам, которые нравятся ему настолько больше знакомых монстров, что он сам готов надеть костюм зайца, чтобы те его приняли за своего.
Прикладная анимация
Прикладной анимации – рекламы, образовательных фильмов, заставок, титров, у нас снимают не очень много, но качество их заметно растет. Приз за лучший фильм в этой категории получил образовательный фильм Ирины Эльшанской «Будущее логотерапии» о психотерапевте Викторе Франкле, заказанный Московским институтом психоанализа, но вообще интересного в этой категории хватало.
Иронический проект
И последний – фильм Евгения Стрелкова «Парамузыка», входящий в цикл полупародийных картин о поволжских городах в духе «псевдокраеведения» и связанный с давним нижегородским музейным проектом «Ниже Нижнего». В фильмах цикла, которые не раз участвовали в Суздальском фестивале, единообразный дизайн в духе типового газетно-журнального оформления рубежа 19-20-х веков, серьезный тон, пародирующий образовательные фильмы, а сюжеты смешивают реальные события и героев столетней давности с насмешливыми и дикими измышлениями. В этом фильме речь идет о Коломне и рассказывается о попытке водружения парового музыкального инструмента каллиопы на водонапорную башню вблизи Коломенского кремля.
«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.
Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.