публикация:
Стенгазета
Автор: Маргарита Корнякова. На момент написания работы ученица 11 класса гимназии №3, г. Астрахань. Научный руководитель Людмила Вадимовна Тарасенко. 2-я премия XIX Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
Я хочу написать о своей прапрабабушке, Людмиле Михайловне Осокиной. Пусть моя работа станет данью памяти о ней.
В доме моей бабушки стоит очень старое пианино. Оно было свидетелем событий, связанных с моей семьей: на нем играли прапрабабушка и ее сестры, их мама, моя бабушка, моя мама. Я не получила музыкального образования, но, подходя к инструменту, всегда ощущаю неразрывную связь со всеми, кто когда-то прикасался к его клавишам.
Когда я стала постарше, я попросила бабушку рассказать об ее бабушке, Людмиле Михайловне, ведь именно в ее честь назвали мою маму. И тогда передо мной впервые появились фотографии из семейных альбомов. Красивые женщины в старинных платьях, с серьезными лицами, больше похожие на артисток из старых фильмов, чем на реально существовавших людей. Сначала бабушка рассказывала больше о том, какой она помнит Людмилу Михайловну, но постепенно вспоминала и ее рассказы, из которых сейчас я и складываю свое повествование.
В судьбе Людмилы Михайловны не было каких-то «особых» событий, но она была свидетелем истории, через ее жизнь прошли многие события ХХ века и оставили свой яркий след.
Каждый из нас хотя бы раз задумывался о том, как жила его семья сто или даже двести лет назад. Можно часами рассматривать старинные картины и фотографии, читать газеты и книги. Однако человеческая память недолговечна, и постепенно время стирает подробности давних времен, имена, события. И жизнь предков в лучшем случае останется лишь сборником сухих фактов: «родился», «работал», «женился». Возможно, именно поэтому свою работу я хочу посвятить своей прапрабабушке Людмиле Михайловне Осокиной.
В провинциальной Астрахани на улице Ташкентской в двухэтажном каменном доме № 5 проживала семья Мономаховых. Сейчас здание немного перестроено: убрали дверь, ведущую во двор (на ее месте установили крыльцо), под новые комнаты переделали чуланы.
Мономаховы были весьма обеспеченными людьми, поэтому занимали весь второй этаж. Также они могли позволить себе прислугу: кухарку, горничную и няню. У семьи был даже отдельный вход в дом, который находился сбоку. Моя бабушка, Татьяна Игоревна Станиславлева (внучка Людмилы Михайловны), вспоминала: «Это был не общий подъезд, это была только наша лестница. Кроме нашей семьи и наших гостей по ней никто не ходил…» К входной двери вела старинная каменная лестница из двадцати ступенек.
Особой гордостью семьи считались два огромных чулана и большой, с высокими потолками, подвал, где хранились дрова на зиму и старые вещи.
Людмила Михайловна родилась 20 августа 1894 года. Ее мама, Александра Антоновна, была директором астраханского родильного дома, а отец, Михаил Владимирович, служил в известном пароходном обществе «Кавказ и Меркурий». У Людмилы Михайловны были младшие сестры Анфиса и Александра и младший брат Николай.
Образованию в семье уделялось огромное внимание: Людмила и Анфиса учились в Астраханской Мариинской женской гимназии. Кроме этого, занимались дома: к ним приходили учителя и обучали их языкам. Девочки с удовольствием занимались музыкой. В то время, как рассказывала моя бабушка, обязательной частью хорошего воспитания девушки было умение играть на музыкальном инструменте. Обычно учились играть на пианино. Для своих дочерей Михаил Владимирович специально заказал немецкий инструмент, звучание которого поражало всех. На фасаде был вырезан лебедь, а по бокам красовались медные подсвечники. Пианино и сейчас стоит в бабушкиной квартире.
Все дети учили французский и немецкий языки. Людмила Михайловна и в старости свободно говорила по-французски. За образованием детей в семье следили строго, домашнее задание старших девочек проверяла их бабушка. Она старалась воспитывать в них трудолюбие и честность.
Людмила была общительной и веселой девушкой. В 1909 году за городом ее родители устроили пикник для нее и ее подруг в честь успешного завершения обучения в гимназии.
Больше всего времени Людмила проводила со своей лучшей подругой-гимназисткой Граней и двоюродным братом Борисом, который чуть позже станет капитаном парохода, ходившего по Волге.
В начале XX века в Астрахани, как и во многих городах России, вошли в моду карнавальные балы, которые устраивало городское управление. Девушкам и юношам из богатых семей присылали специальные именные приглашения.
Людмила Михайловна часто посещала карнавальные балы в очень красивых нарядах, которые можно рассмотреть на сохранившихся фотографиях. Обычно костюмированные балы устраивались в здании Астраханской городской государственной думы (ранее это было здание Городских учреждений), Зимнего театра, Кремля.
Семья была очень дружной и работящей. Александру Антоновну уважали за ее труд директора роддома. Здание, в котором он располагался, сохранилось и находится на ул. Красная Набережная, д. 43/2. В настоящее время там действует Центр планирования семьи.
Михаила Владимировича, который с 1884 года служил в пароходном обществе «Кавказ и Меркурий», в 1909 году отметили благодарностью за 25 лет работы и выдали премию в размере 659 рублей 42 копеек (что составляло годовой оклад во время его службы).
Общество «Кавказ и Меркурий», основанное еще в 1849 году, было одним из крупнейших пароходных обществ на Волге. Астрахань всегда была важным центром морского и речного транспорта. Именно поэтому общество «Кавказ и Меркурий» выпускало не только грузовые морские и речные суда, но и пассажирские. Строились даже шикарные круизные корабли.
Моя бабушка рассказывала, что Людмила Михайловна часто вспоминала о своем обучении в гимназии. Тогда в городе была одна гимназия для девочек, и далеко «не все девицы в те годы получали образование».
Чтобы узнать о женском образовании в Астрахани, я отправилась в Астраханскую областную научную библиотеку им. Н. К. Крупской, где смогла найти материал об Астраханской Мариинской женской гимназии.
Одной из главных проблем Астраханской губернии в XIX веке по-прежнему оставался крайне низкий уровень женского образования. В основном девушки получали лишь домашнее образование, минимум знаний, необходимых для ведения хозяйства. Лишь в 60-е годы XIX века были открыты начальные женские образовательные учреждения (в основном, это были церковно-приходские школы и училища), в которых помимо обычных предметов (чтение, письмо, Закон Божий, счисление) преподавали пение и рукоделие. В 1881 году были созданы четырехклассные женские городские училища.
Даже с учреждением Астраханской Мариинской женской гимназии проблема женского образования не была решена. Поступить туда было трудно (проводились вступительные испытания), а оплачивать обучение было по силам немногим семьям.
Астраханская Мариинская женская гимназия была преобразована из созданного в 1860 году Мариинского женского училища и открылась в 1867 году с семилетним курсом обучения. Здание располагалось на углу Смоленской и Екатерининской улиц в двухэтажном каменном здании в центре нашего города. Оно существует и сейчас по адресу ул. Советская, 23. В этом доме в наши дни располагается Астраханская консерватория.
Родители Людмилы Михайловны тоже получили образование. Мать, Александра Антоновна, училась медицине в Санкт-Петербурге. Отец Людмилы Михайловны был грамотным служащим, которого очень ценили на работе. Для маленьких Людмилы и Анфисы было организованно домашнее обучение, которое подготовило их к поступлению в гимназию. На дом приходили учителя по правописанию, чтению, французскому и немецкому языкам. Девочки дополнительно занимались пением и танцами, обязательным было и обучение музыке.
В 1901 году Людмила Михайловна поступила в Мариинскую женскую гимназию. А спустя год туда же приняли и ее младшую сестру Анфису. В гимназии преподавали общеобразовательные дисциплины (правописание, арифметику, чтение), право, педагогику, гигиену, естествознание, историю, физику, французский и немецкий языки, в гимназии был отлично оборудованный по тому времени кабинет физики (в нем имелась даже действующая модель паровой машины) и одна из крупнейших в городе библиотек.
Учиться в Мариинке надо было прилежно и старательно. Малейшие нарушения дисциплины: ослушание, шалость во время урока, порча журнала, списывание работы и даже неоднократная ложь, – непременно обсуждались на заседании педагогического совета. Именно поэтому средний балл успеваемости почти во все годы составлял 11,5 (при 12-балльной системе оценивания!).
Моя бабушка рассказывала, что когда Людмила Михайловна хотела ее пожурить за недостаточное прилежание (а Татьяна Игоревна окончила школу с серебряной медалью!), она всегда говорила: «Со стыда бы я сгорела, если бы так училась!» или «Если бы я так написала, меня бы заставили переписывать несколько раз»
.
Для меня было большой удачей найти в Астраханском краеведческом музее школьные фотографии и Приложение к аттестату, выданному 30 мая 1908 года девице Людмиле Мономаховой, кончившей курс в Астраханской Мариинской женской гимназии.
Я прочитала рассказы о том, как в гимназии шел учебный и воспитательный процесс. Особенно меня поразил тот факт, что предложения самих учениц также рассматривались на заседаниях! А самые дельные, помогающие улучшить систему образования и содержания детей, даже принимались.
Форма гимназисток была строгой. Надзирательницы следили за тем, чтобы никаких излишеств в одежде или прическах у воспитанниц не было. Моя бабушка вспоминает: «Бабушка всегда провожала меня в школу и очень следила за тем, чтобы моя форма была опрятной. В начальных классах у меня были густые, но короткие волосы, но бабушка категорически запрещала выходить из дома без банта. Тогда у нас, конечно, не было таких красивых бантов, какие есть у девочек сейчас. Это были сшитые из ткани ленты. Я была, по тем временам, модницей, ведь у меня было несколько бантов, причем бабушка так ловко завязывала мне их: они крепко держались, были пышными и красивыми».
В 1908 году Людмила Михайловна окончила гимназию и вместе со своей младшей сестрой Анфисой начала готовиться к поступлению в институт в Санкт-Петербурге.
Продолжение следует
4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде