Одна из важнейших тенденций последних двух лет — это появление большого количества разнообразных маленьких издательств и издательских инициатив. Чуть ли не каждый месяц приходят новости, что кто-то собирает деньги на издание книги, или кто-то осмеливается основать собственное издательство. При этом у каждого такого проекта свои представления о книгоиздании и свои темы. Намечается даже некоторая специализация.
В этом году журнал «Носорог» начал выпускать книги, также появилось интересное «Издательство Яромира Хладика», которое ставит своей целью принести в Россию тех авторов, которых могло бы и не быть на русском. Появились чисто научные проекты: набирает обороты социологическое издательство «Элементарные формы», а журнал «Археология русской смерти» успешно собрал деньги на выпуск первой книги. Если говорить о конкретных темах, то появились две новые феминистские инициативы: No Kidding Press и «Женская история для детей». Даже в разделе детской литературы новички — это маленькое издательство «Лес Рук» и проект книжного магазина «Маршак». Теперь любой уважающий себя столичный независимый книжный магазин издает книги, как это делают «Все Свободны», «Подписные издания», «Циолковский» и многие другие. Намечается такая тенденция, что если раньше книжный рынок можно было представить как поток из больших и средних рек, то сейчас все дробится на маленькие ручейки. Происходит усложнение, а читательская аудитория делится на конкретные сообщества с узкими интересами.
Каждый подобный проект находит источники финансирования по-разному, но все чаще обращаются к краудфандинговым платформам. Можно вспомнить рекордную кампанию фанфика «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Pollen fanzine в очень короткое время собрал нужную сумму на издание романа «Плюс» Джозефа Макэлроя. А «Додо Пресс» уже второй год успешно находит деньги на важную книжную серию «Скрытое золото ХХ века». Для читателя это означает причудливое перерождение системы книг по подписке и более тесные отношения с издателями.
Вообще, такое обилие собственных инициатив и того, что появились платформы и возможности их реализовать, говорит о том, что активные люди из книжного сообщества больше не ждут больших игроков, а берут ситуацию в свои руки. Хочешь иметь что-то интересное — сделай это сам.
Если говорить про конкретные издания, то важнейшей из них является «Памяти памяти» Марии Степановой («Новое издательство»), которое было удостоено премии «Большая книга». Как
отмечает книжный эксперт Александр Гаврилов, «Памяти памяти» — это такой яркий индикатор усложнения нашего времени. Это довольно комплексный текст, который предлагает читателю длительную и кропотливую работу. И то, что он получил главную книжную премию страны, — весьма показательно.
Еще одна важнейшая книга года — это «Наверно я дурак» Анны Клепиковой (Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге). Сама Анна — социальный антрополог, и в своей книге она описывает опыт включенного наблюдения, исследования и работы волонтером в детских и взрослых психоневрологических интернатах. «Наверно я дурак» каким-то совершенно удивительном образом соединяет в себе и этнографию, и социологические изыскания, и очень чуткий и чувствительный рассказ о подопечных этих интернатов. Книга показывает, делает для нас видимым тот мир, который мы обычно не замечаем, и дает нам язык его описания и осмысления. Это важная, многослойная и нужная книга, которая встраивается в современный тренд говорения и размышления о проблемных точках нашего общества.
Премию «Просветитель» в этом году получила книга «Страдающее Средневековье» за авторством Сергея Зотова, Дильшат Харман и Михаила Майзульса (издательство АСТ). Премия уже второй год неосознанно расширяет границы понимания того, что есть просвещение. Даже если ваше просвещение начинается с паблика со смешными мемами, то это не означает, что вы автоматически профанируете серьезную науку. Наоборот, подобный медийный компонент необходим, ведь книга стала бестселлером во многом благодаря тому, что Средние века сами превратились в мем.
Все это разнообразие и цветение проходит на фоне некоторого застоя среди больших игроков книгоиздания. Опора на уже известные имена и погоня за какими-то сиюминутными трендами приводит к тому, что не происходит больших открытий и событий. Конечно, интересные вещи появляются, но они тоже скорее локального характера. Это тот случай, когда верхи не хотят, а низы справляются сами.