Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

28.12.2018 | Книги

Итоги года. Литература.

11 лучших книг 2018 года

Прошедший год не запомнился долгожданными громкими новинками и не стал прорывным для отечественной литературы даже по сравнению с предыдущим. И всё-таки можно сказать, что это был хороший литературный год. За неимением вершин, заслоняющих всё вокруг, список просто хороших книг, особенно густо вышедших, как всегда, под конец года, можно длить и длить. Мы решили остановиться на неровных одиннадцати, оставив в уме несколько толстых романов и нонфикшн-книг для каникулярного чтения и итогов читательского 2019-го.


 Ханья Янагихара. Люди среди деревьев, пер. Виктора Сонькина, Corpus


Дебютный роман автора «Маленькой жизни», в котором тоже поднимается вопрос банальности насилия, но на этот раз — со стороны, где власть, вседозволенность и граница помешательства. Особенно занятно, что всё это — в обёртке антропологического романа о затерянном микронезийском племени и превратностях «человеческой» науки.


Джулиан Барнс. Одна история, пер. Елены Петровой, «Иностранка»


Стройный, нежный и безжалостный роман о любви девятнадцатилетнего юноши и взрослой семейной женщины. Барнс строит повествование, отдаляя объект своего рассказа от повествователя с помощью первого, затем второго и третьего лица, в которых выступает повествователь. Чем дальше, тем грустнее и честнее выглядит история, и тем более искусным — автор.



 Анна Немзер. Раунд, АСТ, Редакция Елены Шубиной


Лучший русский роман года — динамичный, мозаичный, остроактуальный, с рэп-баттлами, трансгендерами, конференциями о памяти и другими приметами времени. Не то мокьюментари, не то оптическая иллюзия, зашифрованная в подзаголовках. Главное достоинство текста — живой современный язык, на котором отечественные писатели никак не научатся писать.



Олег Лекманов, Михаил Свердлов, Илья Симановский. Венедикт Ерофеев. Посторонний, АСТ, Редакция Елены Шубиной


Первая полноценная биография Ерофеева и в то же время филологический комментарий к поэме «Москва-Петушки». Опросив ближний круг и изучив документы из личных архивов, биографы поставили перед собой две задачи: отделить писателя Венедикта Ерофеева от персонажа Венечки и, более того, избавить писателя от мифов, которые придумывал он сам и приписывало ему окружение.



 Мария Степанова. Против нелюбви, АСТ


Сборник эссе свежеиспечённой лауреатки «Большой книги» назван в пандан к недавнему поэтическому «избранному» «Против лирики», тоже выпущенному в АСТ. В книге — тексты разных лет, написанные для СМИ или сами по себе: об Александре Блоке, Сьюзен Зонтаг, В.Г. Зебальде, Сильвии Плат, Донне Тартт, Григории Дашевском и других культурных героях.



 Вьет Тхань Нгуен. Сочувствующий, Пер. Владимира Бабкова, Corpus


Дебютант и пулитцеровский лауреат 2016 года, Нгуен написал роман о человеке с двумя личностями: шпионе, работающем на Вьетконг и проамериканское правительство Вьетнама одновременно, манипуляторе, интеллектуале и убийце, который всегда понимает обе стороны конфликта. Начинаясь в духе постколониального политического романа под конец «Сочувствующий» превращается в постмодернистский триллер с налётом европейского трэша.



 Эдвард Сент-Обин. Патрик Мелроуз. Книга 1, пер. Александры Питчер, Аллы Ахмеровой, Екатерины Доброхотовой-Майковой, «Иностранка»


Эпопея о жизни аристократа, пережившего жестокость и равнодушие родителей, опасное увлечение наркотиками и попытки ужиться в положенных ему кругах высшего света. Сент-Обин сочетает оскар-уайльдовское мастерство строить диалоги с мишель-уэльбековской мизантропией и собственной непростой автобиографией. Получается очень английский роман, который недавно экранизировали с Камбербатчем в заглавной роли. Второй том из двух вышел буквально на днях.



 Эка Курниаван. Красота — это горе, пер. Марины Извековой, «Фантом-Пресс»


Самый экзотический роман года. Магический реализм по-индонезийски, не только смешивающий большую национальную историю с мифологией, но и превращающий всё это в карнавал, где над ужасным можно и нужно смеяться.



 Линор Горалик. Все, способные дышать дыхание, АСТ


Первый «сольный», то есть не написанный ни с кем в соавторстве, роман Горалик посвящён, как уверяет она сама, эмпатии. В мире происходит катастрофа, центром которой оказывается Израиль, животные обретают дар речи, а люди понимают, что теперь они всего лишь одни из живых существ, мало чем всерьёз отличающиеся в сложившихся обстоятельствах от остальных...



 Александр Долинин. «Владимир Набоков. „Дар“. Комментарий к роману», «Новое издательство»


Долгожданный филологический бестселлер — многолетний труд влиятельного набоковеда, объединяющий постраничный комментарий с творческой историей «Дара», литературным фоном для его написания и другими главами, которые позволяют читать книгу как самостоятельный нон-фикшн об истории русской литературы.



 В.Г. Зебальд. Головокружения, пер. Е.Соколовой, «Новое издательство»


Первый — впервые опубликованный в 1990 году — роман Зебальда состоит из четырёх новелл-путешествий, герой каждой из которых связывает настоящее с историей, а путь мысли — с собственным перемещением в пространстве. Словом, «типичный Зебальд», — скажем мы сегодня. Гипнотизирующий и целебный.












Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.02.2022
Книги

Почувствовать себя в чужой «Коже»

Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.

Стенгазета
31.01.2022
Книги

Как рассказ о трагедии становится жизнеутверждающим текстом

Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».