Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

27.12.2018 | Нешкольная история

Новый Год

«За детство счастливое наше – спасибо, родная страна…»

публикация:

Стенгазета


Автор: Марина Костикова. На момент написания работы студентка 1 курса МИЭМ НИУ ВШЭ. Научный руководитель Галина Николаевна Сошнева. 3 премия XIV (2012-2013 г.) Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал.


   
Хотя в Советском Союзе проповедовался атеизм, т.е. отрицание Бога, в деревнях отмечались православные праздники. Валентина Ивановна Грачёва (1941 г.р.) вспоминает, что в каждой деревне был свой главный праздник: где-то праздновали Троицу, где-то Петров день. У них в деревне особенно праздновали Успение пресвятой Богородицы (28 августа).

Валентина Ивановна Грачёва (1941 г.р.) рассказывает: «Зимой Масленицу праздновали, взрослые мужики привезут веников и дров, разведут огромный костёр, чтобы сжечь чучело. Кто чего выдумает». Широко отмечали Рождество, Крещение.
Валя узнала от матери, что  родилась на Крещение, а записали её  на февраль. Вина тогда не пили, и она никогда не видывала, что пьют вино.

Но однажды, когда ей было 15 лет, убрали урожай и отец устроил бабам (мужиков после войны в деревне было крайне мало) праздник - купил 2 бутылки водки, нажарили рыбы и мяса, все уселись, и Валя впервые услышала, что женщины запели песни,  она даже не представляла, как они умеют петь.

По словам Грачёвой В. И., ещё праздновали Новый год, святки. Очень интересно проходили беседы или посиделки. Один вечер в одной избе  вся молодёжь собиралась, на следующий вечер  - в другой. И ряженые ходили,  было много домотканых нарядов.

Евгения Яковлевна Улитина (1938 г.р.): «Наверное, самым любимым праздником остаётся для детей Новый год». Она очень хорошо помнит этот праздник, как «Дед Мороз (в костюме) ехал на санях. Они, как розвальни – красивые, специально для Нового года, полные бумажных кульков  с подарками. Он ехал к детям на ёлку, Евгении в то время исполнилось 10 или 11 лет.
Подарков было  много: вкусные конфеты, пряники, особенно нравились «подушечки» (карамельки без фантиков, самые простые и дешёвые, но в 40-х и они для деревенской ребятни были в радость).  В деревнях костюмов на праздник не делали, если только кто-то из села».

Поколение послевоенных детей, как, например, Прищемихина Г.А. (1949 г.р.) отмечает,  «что кроме праздничных елок в клубах, в к. 50-х – н.60-х   почти в каждом доме, где были дети, устраивали елки для их друзей и подружек. Родители готовили подарки по количеству приглашенных. А в  подарках - конфеты, орехи, яблоки. Водили хоровод вокруг елки, пели, рассказывали стихи. За каникулы удавалось побывать на 4-5 таких елках».

Праздничные ёлки для детей  в клубах устраивали профсоюзы своих работников. Назарова Л. Г. (1955 г.р.) вспоминает, что  «на Новый год были хорошие подарки у отца с завода. В них и шоколадные конфеты, и мандарины, и грецкие орехи. Новогодняя ночь проходила в сельском клубе в виде бала-маскарада для взрослых, а на следующий день - утренники для детей».
В нашем семейном альбоме тоже есть фотографии мамы и  её брата с Новогодней ёлки. На ней Николай в маске  клоуна, а его младшая сестра, моя мама, наряжена в костюм Снегурочки.

Рядом девочка в национальном украинском костюме. Национальные костюмы на ёлках тоже часто встречались. Татьяна Михайловна рассказывает, что костюм изготавливался обязательно ночью, видимо, дня не хватало. Каждый год её мама создавала костюм Снегурочки. Обязательно для этого разбивалось энное количество ёлочных игрушек, потому что костюм должен был сверкать, и нужна мелкая стеклянная крошка. «И вот мы сидели полночи, всё это делали, обклеивали снежинками, из дождя какого-то особенного (из слюды), сейчас такого нет, плели косы – говорит мама. Костюм был безупречен, но не имелось короны. Тогда я нашла в школьной библиотеке книжку, как сделать корону.  На картинке была изображена корона, прямо как в фильмах у Снегурочки, я принесла эту книгу показать матери. Не представляла, что  можно было сделать такую корону своими руками, но корона была сделана. Потом уже и другие девочки стали мастерить себе короны». За костюм Таня всегда получала призы.
Почему каждый Новый год делали новый костюм, Татьяна Михайловна не помнит, помнит, что однажды для него испортили хорошее шёлковое платье (ведь после блёсток никуда, кроме ёлки,  это платье не наденешь).

«Маскарадные костюмы  на ёлках были разнообразные, Снегурочки были реже, проще было нарядиться в Красную Шапочку, Мальвину. А вот на фотографиях Воробьёвой Татьяны Маратовны (1956 г.р.) девочки на ёлке в костюмах снежинок, сделанных из марли. В старших классах одноклассники продолжали устраивать маскарады. Моя мама тоже радовалась подаркам от профсоюза предприятия, где работали родители. «Если в подарке были апельсин или мандарины, подарок считался хорошим. Его, конечно, ждали  и конфеты любили, но больше ценился фрукт». Как мы поняли потому, что цитрусовые зимой были в огромном дефиците в Няндоме. Их можно было купить только по блату, т.е. через знакомых продавцов и не иначе.

Печатается с сокращениями

4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 2

Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.

Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 1

Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.