На этот раз я снова разделяю списки лучших отечественных и иностранных мультфильмов года – в этом нет никакой дискриминации, а только удобство, поскольку процессы, происходящие в отечественной анимации мы видим куда подробнее.
I. Российская анимация. Топ 15
В итогах российского анимационного года главное событие – новый виток жизни Союзмультфильма, который теперь, похоже, снова делается главной анимационной студией страны и собирает под своим крылом лучших профессионалов и перспективную молодежь. Поскольку за последнее время перестройка Союзмультфильма происходят уже в третий раз, не будем загадывать, а только с волнением ждать результатов. В том, что касается собственно кино, то о новых коммерческих успехах отечественной анимации говорить пока не приходится (хотя российский прокат полнометражных «Фиксиков» сочли удачным), а вот авторское кино есть с чем поздравить. Главным российским хитом этого года не только у нас, но и на лучших анимационных фестивалях мира, стал фильм екатеринбургского режиссера Анны Будановой «Среди черных волн». С него и начнем.
7 короткометражных мультфильмов
1.
«Среди черных волн», режиссер Анна Буданова
Фильм по северной сказке с традиционным сюжетом о человеке, женившемся на женщине-оборотне и спрятавшем ее звериную кожу (тут – шкуру тюленя), Анна поместила в реальную жизнь деревни с охотничьим бытом, шушукающимися соседками, сценами разделки тюленей и весело скачущей дочкой героев. А нарисовала ее, используя условную и резкую черно-белую графику без красот, но с богатыми фактурами (потеками, процарапыванием), которая много дает для ощущения бедной северной жизни. Печальная легенда о любви и необоримой судьбе, получил основные российские фестивальные призы (включая главный приз анимационной премии «Икар») и множество зарубежных.
https://vimeo.com/157752616
2. «Джони-Бони-Бо», режиссер Елизавета Скворцова.
Музыкальная и бессловесная экранизация маленькой поэмы абсурдиста Эдварда Лира «Сватовство мистера Джони-Бони-Бо» у Лизы Скворцовой становится историей о просыпающейся любви и чувственности. Нам с лукавством и нежностью рассказывают о простоватом симпатяге Джони-Бони-Бо, потрясенном строгой приезжей дамой-певицей, и о самой надменной леди Джингли, которая постепенно превращается в мечтательную девушку, робеющую собственных любовных фантазий. Главное в этом очаровательном фильме, нарисованном быстрой летучей линией – легкое дыхание, которое и вообще свойственно фильмам Лизы, но тут проявилось больше, чем когда-либо.
https://www.youtube.com/watch?v=VUkc4H22Cq8
3. «Рыбы, пловцы, корабли», режиссеры Дмитрий Геллер и Андрей Кулев.
Этот фильм, снятый Геллером в Китае вместе с болгарским режиссером Андреем Кулевым - цепь поэтических картин, складывающихся вместе скорее по ассоциативному принципу, чем подчиняясь сюжету. Вместо синопсиса режиссер дает цитату из стихотворения Поля Элюара:
«Рыбы, пловцы, корабли \ Меняют облик воды. \ Вода тиха, вода шевельнется \ Только для тех, кто ее коснется». Здесь есть несколько линий, и к концу становится понятным, что главным был рассказ о ловце жемчуга и об актрисе, разыгрывающей за занавеской в дешевой китайской забегаловке сказки теневого театра. Трагический финал фильма, с гибелью женщины в буре, придает этой истории интонацию стихотворения о несостоявшейся любви.
https://www.youtube.com/watch?v=ZsRzRnijI14
4. «Два трамвая», режиссер Светлана Андрианова
Этот фильм вдохновлен книжкой с иллюстрациями Анны Десницкой по стихотворению Осипа Мандельштама. Только стихи про братьев-трамваев у Андриановой стали бессловесной историей о матери и сыне, о взрослении шустрого малыша и о старении мамы-трамвая. Лучшее в этом кукольном фильме, во-первых - сам его мир - узнаваемый предвоенный Ленинград с объемными облупившимися домами, плоскими людьми из белой бумаги и полуобъемными, барельефными трамваями, объединяющими эти две стилистики. И, конечно, подробно сочиненные режиссером теплые, сентиментальные детали жизни трамваев и города.
https://www.youtube.com/watch?v=ZO7dBE17qlk
5. «9 способов нарисовать человека», режиссер Саша Свирский
Один из лучших фильмов особенно продуктивного в этом году режиссера, главной звезды нашей независимой экспериментальной анимации. «9 способов нарисовать человека» строится на стихах Свирского, похожих на бормотание себе под нос во время работы:
«Можно нарисовать человека как птичку\ Нарисовать человека так, как рисуют птичку\ Нарисовать человека так, как птичка говорит…». Свирский разбивает это кино на главки, как на музыкальные части, а композитор и чтец Алексей Просвирнин точно чувствует постоянно меняющийся ритм полуабстрактного потока образов.
https://vimeo.com/197531143
6. «Альтернативная прогулка», режиссер Иван Максимов
Максимов не изменил своему ежегодному ритму, его новый фильм - продолжение прогулки по парку, начатой в прошлогодних «Скамейках», среди трогательных многоглазых и разбегающихся на части существ, пришедших в парк погулять с колясками, игрушками и шашками. Новый фильм Максимова, как и прошлый, строится, как череда гэгов, каталог удивительных персонажей и узнаваемо-смешных характеров и ситуаций. Несмотря на то, что один фильм Максимова переходит в другой, на мой взгляд, это ничуть их не портит, они кажутся наблюдением за жизнью в обаятельном параллельном мире и смотреть это на бессюжетное движение можно без конца, как на огонь или воду.
https://www.youtube.com/watch?v=NrNK0_xGa1k
7. «Аниматанго», коллектив режиссеров: Елена Чернова, Александр Свирский, Николай Богаевский, Сергей Меринов, Сергей Гордеев, Михаил Алдашин, Дмитрий Высоцкий, Наталья Березовая, Лиза Астрецова, Артур Толстобров, Владимир Пономарев, Алексей Будовский.
Третий год подряд к вручению российской анимационной премии «Икар» готовится веселый анимационный джем. В этом году темой джема стало танго – знаменитую «Кумпарситу» сыграл оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки, а эпизоды ролика сочинили больше десятка российских режиссеров, живущих по всему свету. Кино получилось веселое, но самое главное в нем – сама дружная складчина, совместная работа аниматоров не за деньги, а просто от любви к своему делу.
https://vimeo.com/212657331
5 короткометражных мультфильмов для детей
1.
«Бельчонок и санки» режиссер Олеся Щукина
Простое и чистое кино для самых маленьких Олеся сняла на Союзмультфильме. История укладывается в одно предложение: бельчонок увидел санки и стал учиться на них кататься на зависть толстым снегирям. Кино легкое и радостное, как детская песенка, дизайн у Олеси очень узнаваемый - нарядный и лаконичный, для детского кино просто находка.
https://vimeo.com/183250732
2. «Злой колдун» режиссер Александра Лукина
Очень смешной, яркий иронический фильм по сказке Сергея Седова тоже снят на «Союзмультфильме». Он рассчитан на детей постарше и рассказывает про пенсионера-колдуна, решившего испортить жизнь красавице, пролив над ней чернильный дождь. А на самом деле, наоборот, устроил ее счастье. Это уже второй отличный детский фильм у Саши, и тут видна общая с первой ее картиной - «Смелой мамой» - насмешливая интонация и нарядность в дизайне.
3. «Посох» режиссер Алексей Алексеев
Как всегда уморительный микрохит Алексея Алексеева тоже снят на «Союзмультфильме» для новогоднего выпуска «Веселой карусели». Тут зайцу, за которым все охотятся и не дают спать, попал в руки волшебный посох Деда Мороза, так что он получает шанс отомстить. Алексеев умеет заставить смеяться до коликов, кажется, буквально показав палец – такого лаконичного в дизайне, деталях и режиссуре кино, и точного по всем параметрам, у нас никто другой не снимает.
4. «Тучка и кит», режиссер Алена Томилова
Еще одно кино для самых маленьких. Очень простенькую историю о том, как тучка с китом подружилась, играла с ним, а потом, жертвуя собой, спасала, когда его бурей забросило на камни, худрук студии «Пчела» Мария Муат нашла в интернете – ее сочинил шестилетний ребенок. Самое милое в этом фильме – нежная акварельная графика и легкая интонация.
5. «Маленькие лесные истории» режиссер Вероника Федорова
Коротенький цикл из восьми трехминутных мультфильмов на классическую музыку Вероника сняла на студии «Сказка». В каждом - маленькая милая история про лисенка, жеребенка или медвежонка, которые исследуют мир и узнают что-то новое: что такое ветер, например или кто бегает быстро, а кто ползает медленно.
3 студенческих мультфильма
1. The Square, режиссер Яков Круговых (Варя Яковлева)
Дипломница Школы-студии ШАР Варя Яковлева сделала очень остроумное кино с выразительной графикой, в основе идеи которого был «Черный квадрат», но не то, как мы его видим, а как он видит нас. Квадрат этот был как бы окном, мимо которого идут прохожие. Сквозь окно-квадрат смешные персонажи смотрят прямо на нас - на публику в кинозале - и ощущение, что мы находимся перед порталом в параллельный анимационный мир, через который он рассматривает нас, оказывается весьма неожиданным.
https://www.youtube.com/watch?v=Hk5LKgo3LTs
2. «Тип-топ», режиссер Алла Вартанян
Одна из лучших студенческих работ уже закрывшейся студии при «Союзмультфильме» рассказывает о людях, ждущих автобуса на зимней остановке. Их топот, хмыканье и шмыганье Алла Вартанян превратила в ритмичную шумовую музыку, а их самих – в стильно и остроумно нарисованный танцевальный ансамбль, в котором участвуют младенец с соской, бабка с сумкой, пацан со жвачкой и другие.
https://www.youtube.com/watch?v=NR4Hm2pYku4
3. «Опасное путешествие», режиссер Михаил Солошенко.
Миша Солошенко уже прославился своей остроумной вгиковской курсовой работой «На пороге Ильич», сделанной в трудоемкой смешанной технике с использованием коллажей из фотографий. Свой диплом во ВГИКе он снова сделал в этой технике, теперь по фантасмагорическому сценарию Елены Ананьевой, ученицы Юрия Арабова. Речь идет о грядущих временах, когда в России вне всякой цивилизации осталось жить всего 13 человек. И американский смельчак-журналист отправился в дикую страну, чтобы найти этих людей и вернуть в цивилизацию. Кино получилось очень смешное и явно чрезмерное, но обаятельное и полное многочисленных остроумных деталей, благодаря которым «Опасное путешествие» интересно пересматривать.
II Мировая анимация. Топ 16
Мировая анимация, в отличие от отечественной, живет в первую очередь большими проектами и лучшее из них этом году было среди детских и семейных мультфильмов. Единственный впечатляющий большой проект, который в полной мере можно отнести к авторским и не детским, был в этом году задуман и впервые исполнен в сопровождении оркестра в Японии под кураторством Коджи Ямамура. Я имею в виду «Времена года» на музыку Вивальди, для которого четыре автора из разных стран сделали по одной части. Анна Буданова из России – весну, Прийт и Ольга Пярн из Эстонии – лето, Атсуши Вада из Японии – осень, и Теодор Ушев из Канады – зиму. По фестивалям фильм должен двинуться в следующем году и тогда можно будет говорить о нем подробнее.
3 полных метра
1. «Большой злой лис» \ The Big Bad Fox and Other Tales.., режиссеры Бенжамен Ренне и Патрик Имбер \ Patrick Imbert and Benjamin Renner
Французский «Лис…» - мой фаворит из анимационных полных метров уходящего года - смешное, тонкое и вместе с тем нежное кино, состоящее из трех новелл и построенное, как трехактный спектакль со сказочными приключениями животных, в сущности, рассказывающими об одном: как мы любим детей и как готовы на все ради них. К тому же после окружившего нас плотного трехмерного дизайна, который предпочитает коммерческая анимация, особенно приятно видеть такую воздушную легкую графику и акварельные цвета.
https://www.youtube.com/watch?v=Vyg89VwzKuw
2. «Тайна Коко» \ Coco, режиссеры Ли Анкрич и Эдриан Молина\ Lee Unkrich, Adrian Molina
Главный тяжеловес года, полный метр студии Pixar - ослепительно яркое кино с мексиканским колоритом, рассказывающее детям о путешествии в загробный мир с тем, чтобы объяснить, как важно помнить родных. Кино хорошее, хотя на мой вкус оно чрезмерно сентиментально, к тому же у меня вызывает сомнение желание авторов сказочным образом отменить все прошлые проблемы семьи героя. На что рассчитывать тогда тем, у кого эти проблемы не отменимы?
https://www.youtube.com/watch?v=HMnUSq3dC1g
3. «Хулиганские сказки»\ Revolting Rhymes, режиссеры Якоб Шу и Ян Лахауэр \ Jakob Schuh & Jan Lachauer
Это британское кино – не полный метр, а двухчастный спецпроект для телевидения по Роальду Далю, который на фестивалях показывается одним сеансом. Насмешливая мешанина из перелопаченных знаменитых сюжетов от «Красной шапочки» и «Трех поросят» до «Золушки», сделанная с замечательным остроумием и чувством современности.
https://www.youtube.com/watch?v=J2n4OTAqqqQ
10 короткометражных мультфильмов
1. «Негативное пространство» \ Negative Space, режиссеры Макс Портер и Ру Кавахата \ Max Porter & Ru Kuwahata
Этот французский фильм пары американских режиссеров – мой фаворит уходящего года. Изобретательно снятая кукольная история от лица человека, который, в день похорон отца вспоминает, что их главные разговоры в детстве шли во время сборов чемодана в поездку. Пронзительное и непафосное кино, поражающее тем, как много важного можно сказать за 4 минуты экранного времени.
https://vimeo.com/205982517
2. «Бремя» \ The Burden, режиссер Ники Линдрот Фон Бар \ Niki Lindroth von Bahr
Удивительный кукольный фильм шведского режиссера, известной своими «современными сказками», получил в этом году Гран При Анси. Мюзикл тоски и одиночества, где арии поют живущие в дешевом отеле рыбы, которых никто не любит, обезьяны в кол-центре, измученные бессмысленной работой, танцуют крысы-уборщики в придорожной забегаловке и рассказывает сны собака – ночной сотрудник супермаркета. Все они в печали об утекающей жизни, все мечтают «снять бремя со своих плеч», надеясь, что тогда наступит счастье, но это звучит совершенно как чеховская надежда на «небо в алмазах», которую невозможно понять иначе, чем смерть. Увиденный нами район будничного отчаянья расположен у какой-то пригородной дорожной развязки рядом с магазином Мега, на унылом куске земли, одиноко висящем в космосе, будто черновик бога, выбросившего свое неудачное творение. А его создания продолжают там свою сиротскую жизнь.
https://www.youtube.com/watch?v=phsmG-mn8Q4
3. «Плохая девочка» \ Wicked girl, режиссер Айс Картал\ Ayce Kartal
Молодой турецкий режиссер снял рисованную историю, «основанную на реальных событиях», ни разу, впрочем, впрямую об этих событиях не говоря. Его кино – это болтовня восьмилетней турецкой девочки, рассказывающей о своей деревне, животных, дедушке в потоке милых картинок, которые вдруг, как будто случайно прерываются упоминанием каких-то монстров и ужасными, угрожающими образами. Только постепенно понимаешь, что ребенок находится в больнице после сексуального насилия и изо всех сил пытается заболтать страшные воспоминания.
https://vimeo.com/196733208
4. «В конце концов» \ After all, режиссер Майкл Кьюсак \ Michael Cusack
Известный австралийский режиссер снял свой гиперреалистический кукольный фильм в пространстве без стен, будто в условном театре. И самым впечатляющим тут оказывается не собственно анимация, а то, как он выстраивает отношения между героями, сама история воспоминаний взрослого сына о недавно умершей матери, воспоминаний, которые всплывают перед ним, когда он разбирает ее комнату. Тут главное – характер этой сильной ироничной матери, остающейся непобежденной даже в инвалидной коляске с кислородной трубкой, саркастичной, умной, вздорной, не желающей умирать и не позволяющей себя жалеть, отчего уже не слишком молодой сын почти до самого конца продолжает себя чувствовать рядом с ней подростком, одновременно зависимым и сопротивляющимся ее власти. И ясно, какая после ее ухода возникнет невосполнимая пустота в жизни сына, поскольку он теряет не просто мать, а главный магнит своей жизни, центр притяжения-отталкивания, меру всего. Неудивительно, что в финальных титрах Кьюсак пишет, что посвящает этот фильм своей маме и всем тем, кто потерял матерей.
5. «Манивальд» \ Manivald, режиссер Чинтис Лундгрен \ Chintis Lundgren
Новый фильм Чинтис – явное продолжение ее предыдущего фестивального хита «Жизнь с Германом Х. Роттом», во всяком случае, это история, происходящая в том же абсурдном мире антропоморфных животных, столь же лихая, хулиганская и ироничная. Сюжет про лиса Манивальда, робкого интеллигента за тридцать, тайного гея и музыканта, живущего с деспотичной мамой-скульпторшей, и о брутальном волке-сантехнике, соблазнившем и сына, и маму, обещает стать одной из серий в цикле о Манивальде, который запланировала Чинтис.
https://vimeo.com/218390739
6. «Ничего не произошло» \ Nothing Happens, режиссеры Ури и Михаль Кранот \ Uri & Michelle Kranot
По поводу этого фильма ведется много споров – и о самой технике живописи поверх видео, в которой эти режиссеры работают в последнее время, и о его странном сюжете, в котором «ничего не происходит», но мне он кажется очень интересным. Действительно, у нас на глазах ничего не происходит: у города, на пустыре, полном ворон, постепенно, будто ожидая чего-то, собираются люди. Звучит выстрел и все расходятся. Что именно случилось и случилось ли чего-то – неясно. Куда важнее этого мне кажется сама атмосфера странного собрания, пронизывающая тревога, ожидание чего-то страшного, не уходящее в конце. Кстати, у этого фильма есть вариант с VR, позволяющий как бы зайти внутрь картинки.
https://vimeo.com/199154941
7. «Аэропорт»\ Airport, режиссер Михаэла Мюллер \ Michaela Müller
Михаела работает в редкой технике ожившей живописи, рисуя масляными красками по стеклу, но не сосредотачиваясь на деталях, а крупными мазками, лепящими условные фигуры путешественников, заполняющих аэропорт. Почти монохромный серебристый фильм, идущий под музыку звуков аэропорта – объявлений, гула голосов пассажиров, выкриков служащих охраны – с редко появляющимся в кадре клочком синего неба, показывает нам наполненный хаотически бегущими толпами аэропорт, как мучительное, клаустрофобическое пространство. По ходу фильма напряжение его растет, это закрытое помещение кажется полным агрессии, похожим на тюрьму, крики охраны звучат все злее, а на табло рейсы отменяются один за другим и нам кажется, что произошла какая-то трагедия. Мельком, на ходу, показанные фрагменты чужих историй – фигура человека в чемодане, уезжающем в грузовой отсек, поющая женщина, которую уводит полиция, - только дополняют ощущение паники, задыхающегося бесцельного бега, которое вызывает этот фильм.
https://www.youtube.com/watch?v=zAvZ6PL4Pa0
8. «Дедушка Морж»\Grandpa Walrus, режиссер Люкрес Андре \ Lucrece Adreae
Дебютный фильм недавней выпускницы французской киношколы Пудрийер отлично пошел с самого начала – попал в программу Канского фестиваля и получил приз в Анси. Меня, честно говоря, в нем смущает очень тривиальный дизайн, но режиссура и драматургия – действительно отличные. Это история о том, как мать с детьми разного возраста, бесконечно досадуя и ругаясь друг с другом, плетутся на берег за бабушкой, которая хочет развеять над морем прах деда, заядлого купальщика. И только тут, на берегу, заваленном окурками, где все идет не так, что-то заставляет эту нелепую компанию броситься с рыданиями друг к другу и, наконец, почувствовать себя семьей, вместе оплакивая смерть деда-моржа.
https://www.youtube.com/watch?v=PDvNPvt33QE
9. «Праздничный ветер» \ A Festive Wind, режиссер Маржолен Перретен \ Marjolaine Perreten
Прелестное кино о конкурсе деревенских оркестров. Никакой истории нет – просто атмосфера вокруг этого конкурса, подготовка к нему, жизнь за сценой, взаимоотношения, мелкие детали и наблюдения, музыканты, гости, официанты, дети. Причем, все нарисовано очень милым легким рисунком со смешными и обаятельными носатыми героями – чистая радость жизни.
https://vimeo.com/212735180
10. «Вся история» \ The Full Story, режиссер Дэйзи Джекобс\ Daisy Jacobs
После изумительной «Общей картины», которую Дэйзи снимала, как диплом, на ее новый фильм возлагали большие надежды. И, судя по всему, она сама не собиралась останавливаться, а хотела идти в своих открытиях дальше, в новом фильме соединяя не только рисованную анимацию на стенах с предметной, но и помещая в то же пространство актеров, поверх которых она тоже немного рисовала, чтобы создать общую живописную среду. В результате кино – воспоминания мужчины о своем детстве в доме, который он сейчас продает – получилось слишком перегруженным, разнородным, из-за чего в его сюжете с первого раза нелегко разобраться, хотя по части анимации интересного придумано очень много. При этом сценарий, как и раньше у Дэйзи, - сильный и точный. Про семью с двумя детьми, когда-то вселившуюся в новый дом, про любимого дядю – брата легкомысленного отца. О том, как счастливая жизнь постепенно разваливается - отец уходит из семьи, дядя умирает, мама снова выходит замуж, бунтарский мучительный пубертат настигает старшую сестру и героя, дом превращается в засасывающее болото, в тайфун, разметавший все. Продавая дом, герой хочет освободиться от этих воспоминаний. В общем: «прошлое надо отпускать». Мне понадобилось несколько раз пересматривать фильм, чтобы окончательно разобраться в истории, но смелость Дэйзи и масштаб ее идей для меня остаются основанием поставить этот фильм в свой личный топ года.
https://vimeo.com/203089372
1 короткометражный фильм для детей
«Карманный человечек»\ Le Petit Bonhomme de poche, режиссер Ана Чубинидзе\ Ana Chubinidze
Хорошее штучное детское кино в зарубежной анимации вещь редкая, а этом году мне и вовсе понравился всего один фильм, хотя видела я не так мало. Это дебютная картина молодого иллюстратора из Грузии Аны Чубинидзе, снятая на знаменитой французской студии Фолимаж в программе «художник в резиденции». В намеренно грубовато сделанной бумажной перекладке, очень рукотворной на вид и яркой, рассказывается милая история о маленьком человечке, который жил в чемодане на улице и страдал оттого, что его домик постоянно пинал какой-то грубиян. А потом оказалось, что это слепой старик, который просто не видит, кого задевает. И тут, конечно, человечек ему помог и стал жить у него в кармане, предупреждая игрой на дудочке о том, что на дороге.
https://www.youtube.com/watch?v=ld-bnQn_uXU
2 студенческих мультфильма
1. «Киска» \ Pussy, режиссер Рената Гасиоровска \ Renata Gąsiorowska
Сильной студенческой анимации в этом году было очень много, но я выбрала из них два самых ярких и необычных фильма, демонстрирующих самых важные тенденции года: во-первых, молодая анимация стала почти сплошь женская, а во вторых, девушки все более откровенно и прямо в своих фильмах говорят о сексуальности и теле. Студенческих картин девушек-режиссеров на эти темы на фестивалях 2017-го года было очень много и лучшей из них я считаю «Киску»
, снятую польской дипломницей из Лодзи. Фильм Ренаты рассказывает о самой интимной части женского тела, неожиданно отделившейся от хозяйки и ставшей вести себя, как киска.
https://vimeo.com/182994219
2.«Клитор» \ The Clitoris режиссер Лори Малепар-Траверси \ Lori Malépart-Traversy
Этот фильм канадской студентки я видела еще в прошлом году в Оттаве, но активно по фестивалям он пошел именно в этом году. Снова речь идет о женском теле, но это уже не фильм-метафора, а кино, одновременно стилизованное под образовательное и пародирующее его. И несмотря на подчеркиваемую автором серьезность темы – очень смешное.
https://vimeo.com/222111805 - тут оно целиком.