Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

26.12.2016 | Анимация

Анимация 2016 – топ 10 + 3

Субъективная анимационная десятка зарубежных авторских короткометражек и тройка полных метров

Моя анимационная десятка зарубежных авторских короткометражек (российский топ будет отдельно) и тройка особенно впечатливших меня полных метров. Порядок произвольный, не подразумевает предпочтения.

1.    Löss голландского режиссера Yi Zhao

На мой взгляд недооцененный фестивалями очень мощный и мрачный получасовой фильм о деревенской жизни – страшном пьющем, дерущемся спьяну крестьянине и его затравленной бездетной жене, купленной за мешок картошки. Женщина лепит из глины кукол и ей кажется, что они оживают, оказываются детьми. И вот в очередном пьяном угаре, избивая жену, муж со злости и кукол разбивает. Спасая последнюю, как обезумевшая мать, женщина убивает мужа, а потом закапывает ее тело в поле. Но никак не может вытащить из его сжатого кулака последнюю куколку и когда ей это все же удается, он мертвой хваткой вцепляется в ее руку и земля над ними обрушивается, хороня обеих.  Фильм снят на компьютере, в соединении трехмерных персонажей с практически иллюзорным, как в «Догвилле» нарисованным двухмерным миром.

https://vimeo.com/124113450

2.     “Слепая Вайша” \ Vaysha, l'aveugle  канадца Теодора Ушева\ Theodore Ushev


Этот фильм - фаворит фестивалей, а сейчас вошел и в оскаровский список. Ушев снял по рассказу болгарского писателя Георгия Господинова притчу про девушку с разными глазами, которая с рождения одним глазом видела прошлое, а другим – будущее, и жизнь ее была невозможной, поскольку она не могла видеть настоящего и понять его. Зритель как будто смотрит на мир глазами Вайши,  режиссер разделяет экран на две части, в одной – прошлое, как гусеница на травинке или мальчишка, зачем-то стоящий перед ней, на другой – будущее – как бабочка или глубокий старик. Настоящего, где на самом деле пришедший просить руки Вайши парень – она не видит, и на экране настоящее остается узкой белой полоской между прошлым и будущим. Фильм этот был снят в стерео технологии с дизайном  в стиле многоцветной гравюры, где каждый цветовой слой двигается отдельно и в некоторых эпизодах число этих слоев доходило до несколько десятков. Фильм с простым и назидательным сказочным сюжетом благодаря эффектному  дизайну и торжественной музыке становится похожим на мрачную средневековую легенду.

https://vimeo.com/151535907

3. Figury niemozliwe i inne historie II \ (Impossible Figures and Other Stories II) польского режиссера Марты Пайек \Marta Pajek.

«Невозможные фигуры»  - история усталой женщины, вернувшейся домой с покупками и оказавшейся в сюрреалистическом мире с бесконечно меняющимся пространством вокруг. Рисованное монохромное  тревожное и очень выразительное кино про подсознание, где есть женский страх и женская сила, желание опереться и понимание, что мужчина для этого не годится. Фильм заявлен, как вторая часть трилогии. Марта обещает, что первая часть возьмет героиню более общим планом, а третья, напротив, будет о том, что у женщины внутри.

https://vimeo.com/166027500

4.    «Конец игры» \ Endgame британца Фила Маллоя \ Phil Mulloy

Удивительное кино из жизни даже не человечков-каракулей в духе «палка-палка-огуречик»,  а просто крошечных черточек, какими видятся люди издалека. Маллой разыгрывает большую историю схематично на самом общем плане, но рассказ о том, как  после недели в офисе Ричард и Джордж решили поиграть в войну, смотрится невероятно актуально.

Война забирает все, укрыться от нее невозможно, в машину убийства включаются криминал, полиция и др., заигравшимся Ричарду и Джону тоже не уйти живыми. Крошечные черточки забавно скачут туда-сюда и война, которая все разрастается, видится только кучками точек, без деталей. И только время от времени между взрывами маршируют толпы демонстрантов-черточек с флагами. Так мы и видим войны, которые происходят не с нами, где-то далеко, на экране телевизора.

5.    «Парад» Сати»\ "Parade" de Satie японского режиссера Коджи Ямамуры\ Koji YAMAMURA.

Ямамура берет музыку балета Сати 1916-го года и несколько цитат из его воспоминаний, которые использует не как титры-подписи, а как графический элемент. И устраивает на экране настоящий цирковой парад с абсурдными персонажами, дикими превращениями и веселыми комментариями. Все это яркое цирковое веселье, с множественными повторами, как и положено на цирковом параде, в лихой, нарядной  и закрученной в невероятные композиции графике Ямамуры, очень подходит музыке Сати – в ней столько же легкости, и парадоксального, алогичного юмора.

https://www.youtube.com/watch?v=xkAoXy7C6dk

6. «Сломленные» \ Kaputt немецких режиссеров Волькера Шлехта \Volker SCHLECHT и Александра Лала\ Alexander LAHL

Это документальная анимация, основанная на интервью с двумя женщинами, сидевшими в тюрьме в Восточной Германии в советское время. Суховатая черно-белая графика очень подходит этому разговору о сером, скучном, перенаселенном пространстве. Художник и режиссер  Волькер Шлехт рассказал, что и сам он, и его сценаристы – все выросли в Восточной Германии, так что это их тема, ну и современный протестный запал в фильме есть: режиссер говорил, что компании, в которых тогда работали заключенные, до сих пор существуют.

https://vimeo.com/153340539

7.    «Рынок» \Shouk /// שוק израильского режиссера Дотана Морено \ Dotan Moreno.


Это коряво и очень выразительно нарисованный и очень просто анимированный тоскливый рассказ от имени марокканского подростка, живущего со своей властной, все контролирующей мамой в маленьком израильском провинциальном городе. Мальчик любит и стыдится ее. И не знает, что делать после ее смерти.  Пожалуй, это один из лучших израильских фильмов, которые я видела, хоть и понятно, что большая часть нагрузки тут ложится на текст. (Фильм снят в Израиле на канадский грант).

https://www.youtube.com/watch?v=3BVZvOqiyhc

8.    «Мамочки в огне» \ Moms on Fire шведского режиссера Джоанны Ритель\ Joanna RYTEL

Пластилиновый фильм феминистки Ритель - отвязное, намеренно грязное и смешное кино о двух скучающих глубоко беременных мамашах, коротающих последние дни перед родами вместе, взяв с собой старших малышей. Дети с важностью обсуждают друг с другом жизнь, а жутковатые уродливые тетки от безделья то обсуждают скучных бойфрендов, то пробуют лесбийскую любовь, то нюхают кокаин.

https://vimeo.com/174178322

9.    Документальный фильм \ Documentary film  польского режиссера Марцин Подолец/Marcin Podolec

Невероятно печальный фильм об одиночестве пожилого овдовевшего отца, снятый его сыном-комиксистом. Отец звонит своим детям в другие города, рассказывает о себе, бродит по опустевшему дому, где не так давно жила вся семья.

10. Последний день свободы \ Last Day of Freedom американских режиссеров Ди Хибберт-Джонс/Dee Hibbert-Jones, Номи Талисман/Nomi Talisman, 2015, США

Фильм, номинировавшийся в этом году на «Оскара» как документальный, снят как анимационный. В сущности это получасовой монолог человека, измученного чувством вины. Когда герой понял, что его младший брат, ветеран вьетнамской войны, совершил преступление, он сам сдал его в полицию.   И вот – безразличие суда, расизм и многое другое – младший брат казнен, а старший теперь винит в этом себя.  Очень сильная человеческая история, вместе с тем заряженная жесткой социальной критикой.

https://www.youtube.com/watch?v=OWZXi2JgYE8


Полнометражные фильмы


1. «Моя жизнь Кабачка» \ Ma vie de Courgette Клода Барра \ Claude BARRAS

Обаятельный французско-швейцарский кукольный фильм про девятилетнего мальчишку по прозвищу Кабачок, у которого погибла пьяница-мать и он попал детский дом. Куклы смешные, негладкие и сама история, хоть и заканчивается хэппи эндом, не слишком приглаженная – проблемы детей из детского дома звучат вполне всерьез.

https://www.youtube.com/watch?v=ssnBlob-48Q

2. Луиза зимой \ LOUISE EN HIVER французского классика Жана-Франсуа Лагиони/Jean-François Laguionie/
Пожилой режиссер с удивительным покоем и юмором рассказал историю про старость. Старушка Луиза опаздывает на последний поезд в сезоне и теперь не может выбраться из опустевшего городка. Но не беспокоится, а начинает жить, как Робинзон Крузо, окруженная бытовыми заботами и своими воспоминаниями, прежде всего о детстве. Лагиони рисует пастелью на бумаге, картинка простая и славная, и когда смотришь этот фильм, испытываешь невероятно теплое чувство.

https://www.youtube.com/watch?v=sMbZAexEVGg

3. Башня \ Tower американского независимого режиссера Кита Мейтланда/Keith Maitland

Документально-анимационный фильм, используя небольшое количество старой и новой документальной съемки и анимационную технику ротоскоп, реконструирует страшную историю «техасского стрелка» 50-летней давности. Когда безумный стрелок забрался на вершину башни Техасского университета и больше полутора часов на жаре держал в заложниках кампус. Полицейским удалось его застрелить, но к тому моменты 16 человек уже были убиты, а 30 человек – ранены. Фильм этот не только раскручивает эту знаменитую историю, как захватывающий детектив, но и  показывает, как проявляют себя обычные люди – кто оказывается благородным и смелым, а кто – малодушным.

https://vimeo.com/88257777









Рекомендованные материалы



Пять мягких историй о смерти

Фильм начинается в зимний день 1885 года, именно тогда началась колониальная история Бельгии, завладевшей Конго. При этом время и пространство фильма скорее метафизическое, полное странных совпадений, необъяснимых загадок и возможностей для сюрреалистического перехода в другую реальность.


Я люблю ужасы

А самое интересное в этом фильме и свое, причем лежащее в русле авторской уральской анимации,– почти монохромная сцена ночного кошмара девочки, почему-то оказавшейся ночью в лесу и убегавшей от чего-то похожего на ожившее монструозное дерево, как она, видимо, представила себе Бирюка. И то, что было совсем не понятно, что это за ужасное создание, особенно пугало.