17.10.2016 | Современный танец
Сказала, что любитТанцовщица Лисбет Грувец показала в Берлине перформанс AH/HA
По сути, Грувец на сцене, кроме нее самой, никто не нужен. Но она над этим работает. Созданная в 2007 г. компания Voetvolk / Lisbeth Gruwez – союз танцовщицы с композитором и дизайнером по звуку Мартеном ван Кувенбергом. А перформанс AH/HA – первая попытка стать «одной из» в компании пяти танцовщиков, изображающих кого-то вроде фигурок на крышке заедающей музыкальной шкатулки.
Простак в желтых носках и шортах, мачо в рваных джинсах, девушка-панк в шотландской юбке, «синий чулок» в аккуратных брючках и вся в черном девчонка-гот с ногами от ушей – сама Грувец. Эта фрик-компания долго пытается сдвинуться с места или начать хоть как-то шевелиться, но мало что получается. Все пятеро дрожат, как желе, поворачиваясь и двигая руками-ногами так медленно, что можно как в микроскоп разглядеть каждый сегмент движения, которое только порождение и продолжение едва слышного поначалу дребезжания. Когда звук становится громче – телесные вибрации увеличиваются, когда расширяется до ухающих, тяжелых, хоть уши затыкай, ударов, словно чье-то бедное сердце поднесли к микрофону, – танцовщиков трясет, как в истерике.
Ее не забудешь Лисбет Грувец – одна из самых сильных одиночек в современном танце. Берлин помнит ее сольный перформанс «Будет хуже и хуже, мой друг» на Tanz im August 2012 г. А все интересующиеся творчеством Яна Фабра видели Грувец в одной из его вещей кувыркающейся голышом в разлитом по сцене масле с такой интенсивностью, словно ее в этом масле поджаривают. Такое не забывается.
Даже самим неловко. И пятерка еще какое-то время смущенно топчется на авансцене, застенчиво улыбаясь в хлам рассопливившимся зрителям. Как дети, которые порадовали родителей, наконец-то прочитав стишок без запинки.
Лисбет Грувец, делайте и дальше групповые перформансы, у вас отлично получается.
Израильский современный танец очень знаменит, и, надо сказать, что сегодня он воспринимается как самое актуальное из всех перформативных искусств в стране, язык которого позволяет художникам размышлять о болезненных темах сегодняшнего дня, о себе и об обществе. Для израильтян существенно, что этот язык телесный, но вместе с тем он обладает напряженной интеллектуальностью.
«Все пути ведут на Север» – спектакль о том, что мы одиноки всегда и никогда. Это совместная работа бельгийского хореографа Карин Понтьес и труппы современного танца театра «Балет Москва». Карин не просто сочинила хореографию, а танцовщики ее исполнили, их творческие взаимоотношения строились сложнее.