Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

27.06.2016 | Книги

Экономика, которая все объясняет

Три книги: о том, как экономическая блокада и рост города изменили лондонскую моду; как наживают состояния и как ведут себя после этого богачи; и, наконец, как экономическая теория объясняет ведение войн.


Кристофер Бруард. Модный Лондон. Одежда и современный мегаполис. Перевод с английского Е. Демидовой, А. Мороз, С. Петрова. М.: НЛО, 2016


Единственное, в чем можно упрекнуть книгу английского искусствоведа и историка моды Кристофера Бруарда — это в нехватке иллюстраций: во-первых, их объективно мало, а во-вторых, на цветной вклейке их очень неудобно рассматривать — в процессе чтения приходится поминутно перелистывать страницы то вперед, то назад. В остальном же «Модный Лондон» — безупречное чтение для любого, интересующегося таинственными незримыми нитями, соединяющими географию с экономикой, а экономику — с одеждой.

По мнению Бруарда, историю модного Лондона следует отсчитывать с наполеоновских времен. Именно тогда вражда с Францией, континентальная блокада и связанный с ней вынужденный отрыв от парижских мод привели к зарождению странной, гомосоциальной, аутоэротичной и по сей день не вполне разгаданной субкультуры лондонских денди — холодных безупречных щеголей, последователей блистательного Бо Браммелла. Однако это течение родилось не только из неутолимой тоски по ставшему недоступным Парижу — оно совпало еще и со стремительной урбанизацией Лондона, с превращением его в мировую столицу, а значит, и с ростом численности и влияния разного рода городских профессионалов — портных, перчаточников, шорников, шляпников, производителей мебели, сукна и предметов роскоши. Все они отчаянно нуждались в платежеспособной и авторитетной аудитории для своей продукции, а значит, были кровно заинтересованы в ее формировании. Возникновение культа одежды и мужского тела в сердце лондонского Уэст-Энда, недосягаемая элитарность дендизма, его неприятие и обожествление, его шаткий экономический фундамент, его постепенное «сползание» в более низкие социальные слои — всю эту волнующую коллизию Кристофер Бруард разворачивает на манер увлекательного экономико-социального квеста.

Лондон как столица великой империи — многоязыкий и пестрый новый Вавилон, исподволь распространяющий свои вестиментарные (связанный с одеждой; хорошее емкое слово, которое можно позаимствовать из книги Бруарда) практики за пределы пролетарского Ист-Энда в районы куда более фешенебельные и чинные. Лондон как место взрывного развития индустрии развлечений. Лондон как место первых шагов женской эмансипации…

Чем ближе к сегодняшнему дню, тем мощнее раскручивается маховик «Модного Лондона». Последние главы, посвященные послевоенной культуре тедди-боев (диковинным образом замыкающей круг и на новом этапе возвращающейся к принципам дендизма), свингующим шестидесятым, а также Кэмденскому рынку и сформированному им «студенческому имиджу» конца ХХ века, читаются уже не как утонченное академическое исследование, но как вполне актуальная и бодрая культурологическая публицистика. Город у Бруарда становится контекстом моды, одновременно определяющим ее и определяемым ею, экономические факторы (такие, к примеру, как послевоенное нормирование одежды) напрямую прорастают в модные тенденции, а те в свою очередь — по-новому описывают город, в котором зарождаются, живут и умирают. Словом, отличная, по-настоящему захватывающая книга — прямо жаль, что автор доходит в своем повествовании лишь до рубежа ХХ и XXI веков, чертовски хочется знать, что же было с модой и Лондоном дальше.

Джон Кампфнер. Богачи. Перевод с английского А. Ширикова. М.: АСТ, Corpus, 2016


Английский журналист левых взглядов Джон Кампфнер известен российскому читателю книгой «Свобода на продажу: Как мы разбогатели — и лишились независимости», в которой резко критикует капиталистическую практику конвертации «высоких ценностей» в материальное благополучие по невыгодному курсу. Его нынешняя книга продолжает и развивает ту же тему — на сей раз Кампфнер пытается выяснить, кто же такие, собственно говоря, те самые разбогатевшие «мы», и чем всем остальным — тем, которым повезло чуть меньше — приходится платить за их сверхдоходы и сверхрасходы.

«Богачи» разделены на две почти равные части. В первой, исторической, Камфнер излагает и анализирует биографии знаменитых миллиардеров прежних эпох от римского магната Марка Лициния Красса, сделавшего состояние на проскрипциях (узаконенных убийствах) римских граждан и коммерческом пожаротушении, до президента республики Конго Мобуту Сесе Секо, обменявшего интересы своей страны на поддержку Вашингтона и сопутствующую ей возможность безнаказанно и сколько душе угодно грабить собственный народ. Вторая часть посвящена современности и исследует нынешних богачей уже не индивидуально, но большими группами по роду занятий — «олигархи», «шейхи», «гики», «банкиры».

Если в первой части Кампфнеру хотя и с трудом, но все же удается удерживать на лице выражение беспристрастности, благодаря чему некоторые из описанных им толстосумов выглядят более или менее живыми людьми, не вовсе лишенными достоинств, то ко второй части эмоции безоговорочно берут верх, у автора явственно отрастают клыки, а в палитре остается исключительно черная краска. Шейхи у Камфнера — поголовно гигантоманы, бессовестные эксплуататоры и растратчики (так, дубайский принц Фахд за один вечер проиграл в казино Монте-Карло половину бюджета собственной страны), а кроме того пособники террористов. Олигархи, понятное дело, те же бандиты, только в умопомрачительно дорогих костюмах и галстуках, а гики — неприятные и потенциально опасные сумасшедшие с мегаломанскими замашками.

Нет сомнений в том, что «Богачи» писались в расчете на массовую аудиторию: Кампфнер щедро уснащает свое повествование разного рода пикантными подробностями, которые наверняка привлекут бесхитростных читателей журнала Tatler и прочих любителей подсматривать за бытом и нравами богатых и знаменитых. Однако весь этот гламур, выписанный в соответствии с самыми высокими стандартами британской журналистики, выполняет роль скользкой желатиновой оболочки, призванной помочь широкому (и предположительно доверчивому) читателю заглотить горькую пилюлю алармизма. По сути дела, вслед за нобелевским лауреатом по экономике Джозефом Стиглицом Камфнер демонстрирует миру нравственное несовершенство нынешней экономической модели, при которой расслоение в обществе возрастает с каждым годом, и трубит в рог, сзывающий все прогрессивное человечество на борьбу с имущественным неравенством. Однако мотив, в стиглицевской «Цене неравенства» звучащий гневным, мрачным и по-настоящему угрожающим стаккато, у Камфнера обретает черты попсового шлягера — бойкого и запоминающегося, но легковесного и неубедительного. Коротко говоря, «Богачи» — это тот самый случай, когда автору хорошо бы определиться с целями: травит ли он байки про «богатеньких буратин» или все же бьет в набат. Похоже, в рамках одной (пусть даже такой толстой) книжки обе задачи не решаются.

Юрген Брауэр, Хуберт ван Туйль. Замки, битвы и бомбы: Как экономика объясняет военную историю. Перевод с английского М. Рудакова. М.: Изд-во Института Гайдара, 2016


Если название книги американских исследователей — экономиста Брауэра и историка ван Туйля — напомнило вам о «Ружьях, микробах и стали» Джареда Даймонда, то, в общем, вы мыслите в правильном направлении — это книга определенно той же породы, что и даймондовский бестселлер. Однако если Даймонд пытался в своей книге объяснить более или менее все спорные моменты человеческой истории, используя в качестве рабочего инструмента физическую географию стран и континентов, то Брауэр и ван Туйль формулируют свою задачу более локально. Их интересует исключительно история войн, причем увиденная сквозь призму экономической теории. И в этом смысле вектор от «Замков, битв и бомб» правильно будет провести в сторону знаменитой книги Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона «Почему одни страны богатые, а другие бедные», устроенной схожим образом.

Взявшись писать для широкого читателя, Брауэр и ван Туйль организовали свою книгу образцово удобным для него способом. Первая — обособленная — глава содержит всю необходимую для чтения экономическую информацию, изложенную буквально на пальцах, без сложных выкладок и формул (авторы честно предупреждают, что читатель продвинутый и знакомый с основными принципами экономики может пропустить эту часть без всякого ущерба). Все дальнейшие главы тоже можно читать по отдельности — так, если вас интересует вопрос, было ли экономически целесообразным строительство средневековых замков (на самом деле, было), вам необязательно читать про то, был ли смысл в ковровых бомбардировках германских городов во время Второй мировой (на самом деле, не было) или про то, почему Европа с такой легкомысленной поспешностью вверглась в Первую мировую войну (все дело в информационной ассиметрии).

Доброжелательная к читателю, информативная, концептуальная (всегда приятно, когда авторы четко придерживаются наперед заданной магистральной линии) и увлекательная книга Брауэра и ван Туйля могла бы служить эталоном хорошего, умного нон-фикшна, если бы не одно досадное обстоятельство, не предупредить о котором было бы непорядочно. «Замки, битвы и бомбы» — нечастый в наше время относительно высокой издательской культуры пример книги, безнадежно загубленной в переводе. Читать текст, ставший результатом совокупных усилий переводчика Максима Рудакова и научного редактора Дмитрия Шестакова, местами просто сложно, а местами — практически невозможно. Признаюсь, что в какой-то момент я сломалась, отправилась на сайт Amazon.com и приобрела электронную версию книги по-английски — после чего с неослабевающим интересом дочитала до конца. Иными словами, использовать издание, выпущенное Институтом Гайдара, можно, но только в крайнем случае и лучше все же как демо-версию — если, одолев первые пару глав, вы поймете, что тема вас интересует (удивлюсь, если этого не случится), очень советую последовать моему примеру и обратиться к оригиналу — благо текст совсем не сложный.



Источник: Meduza, 14 мая 2016,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.02.2022
Книги

Почувствовать себя в чужой «Коже»

Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.

Стенгазета
31.01.2022
Книги

Как рассказ о трагедии становится жизнеутверждающим текстом

Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».