17 апреля в Париже состоялась пресс-конференция, на которой президент Каннского фестиваля Жиль Жакоб и главный отборщик Тьерри Фремо озвучили программу самого авторитетного кинофорума в мире — он пройдет с 14 по 25 мая. Это пока только официальная часть программы, без «Двухнедельника режиссеров» и «Недели критики», но именно она вызывает ажиотаж мировых СМИ и тысяч фанатов, собирающихся у каннской красной лестницы.
Канны остаются верны своим генералам, как старым, так и молодым, которых открыли некогда или недавно. В конкурсной программе картины Ассаяса, Нури Бильге Джейлана, Кроненберга, Дарденнов, юного Ксавье Долана, Эгояна, Годара, Хазанавичуса, Майка Ли, Кена Лоуча и других — но ради их фильмов в Канны и едут.
Отметим куда более неожиданное: Festival de Cannes образца 2014, судя по всему, окажется весьма актуальным для России. Причем не только для кинематографа, но и для российской политики.
«Левиафан» Андрея Звягинцева
В конкурсной программе — 142-минутный фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». Звягинцев — открытие не Канн, а Венеции, именно там он получил «Золотого льва» за «Возвращение». Но Канны быстро сориентировались, и теперь Звягинцев — один из их генералов.
«Изгнание» получило в Каннах приз за лучшую мужскую роль — он достался Константину Лавроненко. «Елена» — приз второй по значимости программы «Особый взгляд». Очевидно, что, как и «Возвращение» с «Изгнанием», «Левиафан» — фильм о вечном. Судя по пресс-релизу, это авторская интерпретация истории библейского Иова на материале современной России. Действие происходит в городке на краю земли, в бухте Баренцева моря, куда иногда заплывают киты. Темы фильма (который студия подает как очень необычный для Звягинцева — многолюдный и сложнопостановочный): любовь, предательство, власть, месть, прощение, смерть.
Не будем забывать, что предыдущий фильм Звягинцева — «Елена» — был остросоциальным, полным жестких и едких наблюдений над нашим обществом. Так что всерьез отнесемся к словам, которые сказал сегодня Тьерри Фремо — что этот фильм, в частности, о власти политики, религии и полиции. Вообще, судя по всему, Канны делают на Звягинцева большую ставку.
«Поиск» Мишеля Хазанавичуса
Конкурсный фильм француза Мишеля Хазанавичуса The Search («Поиск») с Аннетт Бенинг, Беренис Бежо и рядом грузинских актеров — тоже про Россию и российскую политику. Хазанавичус всегда считался мастером комедий и обрел мировую славу после обласканного Каннами и «Оскаром» фильма «Артист». Но теперь сделал драму про (цитата из пресс-релиза) «разорванную войной Чечню». Наряду с английским (на котором, понятно, изъясняется героиня Бенинг) с экрана звучат чеченский и русский. Фильм снимался в Грузии в условиях секретности. В чем его суть и идеология, расскажем, когда увидим.
«Майдан» Сергея Лозницы
Еще одна ударная новость — в Каннах состоится спецпоказ двухчасового документального фильма Сергея Лозницы «Майдан», который был снят в феврале-марте 2014-го. Лозница тоже стал в последние годы каннским любимцем. За «Золотую пальмовую ветвь» боролись оба его игровых фильма: «Счастье мое» и «В тумане». Его считают своим режиссером и в России, и на Украине, и в Германии, где он живет, хотя вообще-то он родом из Белоруссии. Лозница всегда был предельно жесток в своих киновысказываниях о жизни в пост-СССР и России в частности. Нет сомнения, что его «Майдан» породит новые яростные дискуссии на российском телевидении.
«Красная армия» Гэйба Польски
Новость из разряда занятных — в той же программе спецпоказов, что и «Майдан», фильм Red Army режиссера Polsky Gabe. Тут в каннской программе ошибка, которую фестиваль, конечно, исправит. Речь о молодом американском режиссере и продюсере Гэйбе (Гэбриэле) Польски. Фильм тоже документальный, и он — про хоккей. Одним из сопродюсеров картины стал легендарный немецкий режиссер Вернер Херцог. Red Army — это хоккейный клуб ЦСКА, его название в 70-е интерпретировали на Западе именно так. Фильм не только о хоккее, но и о политике: о том, как во времена прошлой холодной войны, при Брежневе и Рейгане, хоккей стал пропагандой советского образа жизни. В итоге противостояние наших с канадцами на льду оказалось сравнимо по принципиальности с политическим соперничеством двух тогдашних сверхдержав: СССР и США.
Не вошел в программу: «Солнечный удар» Никиты Михалкова
Сочтем новостью и то, что в Каннах не будет показан «Солнечный удар» Никиты Михалкова, снятый по «Окаянным дням» и одноименному рассказу Ивана Бунина. Слухи о том, что фильм покажут на фестивале, были упорными. Не захотели Канны или не готов сам Михалков — с ходу не скажешь. А жаль: встреча на компактной каннской площадке Михалкова, Звягинцева, Лозницы, Хазанавичуса и Вячеслава Фетисова (который часто появляется на экране в Red Army) придала бы фестивалю дополнительную интригу.