Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

28.04.2014 | Арт

Квадрат живой и черный

Питер Гринуэй превратил Манеж в высокотехнологичную кунсткамеру

Масштабная программа «Золотой век русского авангарда» в рамках Года культуры Великобритании — России призвана примирить территории массовой и элитарной культур. Автор программы — Питер Гринуэй. Вместе со своей супругой Саскией Боддеке и кураторами Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб» Ольгой Шишко и Еленой Румянцевой он превратит главный зал Манежа в высокотехнологичную кунсткамеру. На 18 огромных экранах общей площадью 5000 квадратных метров оживут более тысячи произведений русского авангарда. Будут выстроены четыре куба-башни, каждая сторона которых — гигантский экран. Зритель в буквальном смысле попадет внутрь живописи и объектов русского авангарда, почувствует, каково это — превратиться в часть беспредметных вихрей и красочных тайфунов.
Питер Гринуэй уже давно и успешно преображает при помощи высоких технологий шедевры мирового искусства. Он наполнил переменчивыми и таинственными атмосферными эффектами «Ночной дозор» Рембрандта в Амстердаме, заставил говорить персонажей «Тайной вечери» Леонардо да Винчи и «Брака в Кане Галилейской» Веронезе. Его анимация старинных шедевров убеждает, что сегодня Гринуэй скорее медиахудожник, нежели режиссер кино. И ему интересней преодолевать застывшие границы разных видов и жанров творчества.

Собственно, тема границ, порога различных способов восприятия традиционных пластических искусств (живописи, скульптуры, графики) и кино и обещает быть самой интригующей в новом проекте. В отличие от предыдущих опытов теперь Гринуэй активно использует законы киноповествования. Он вводит общающихся с экранов между собой героев великой утопии: Казимира Малевича, Павла Филонова, Веру Ермолаеву, Любовь Попову, Лилю Брик, Сергея Эйзенштейна, Владимира Маяковского, Василия Кандинского, Всеволода Мейерхольда. Отобранные в результате кастинга московские актеры будут представлять своих героев в жарких спорах друг с другом по сущностным вопросам искусства, переходить с экрана на экран, соединяясь с образами произведений авангарда. Основой и центральной метафорой экспозиции, само собой, станет «Черный квадрат» Казимира Малевича. Идея оживления старого искусства при помощи хай-тек-средств сегодня довольно популярна. Только что в центре дизайна Artplay прошла подготовленная австралийской компанией Grande Exhibitions выставка «Ван Гог. Ожившие полотна». Результат оказался спорным: путешествие среди фотопроекций шедевров Ван Гога воспринималось все же классным сеансом просмотра качественных репродукций. Несмотря на иллюзию максимальной близости, нахождения внутри, мир художника отстоял от нас безмерно далеко. Ведь пространство картины, взаимодействующее с пространством зрителя, создается реальным прикосновением кисти к холсту, реальной фактурой красочного слоя, его поверхностью. Никакая имитация, репродукция этого общения не заменит. Так что проект с Ван Гогом имел скорее чисто просветительское значение. Хочется надеяться, что в случае с Гринуэем программа будет интереснее. Ведь режиссер не просто обеспечивает появление высокотехнологических репродукций, но создает свою инсталляцию — его собственное пространство диалога, которое уже совсем не только о русском авангарде, но и о современном мире, и о нас, сегодняшних.
Проекту Питера Гринуэя сопутствует образовательная программа «Проекции авангарда». Цикл, который познакомит с историей развития инновационных форм искусства, рассчитан на весь год и пройдет в две сессии: апрель-июнь, сентябрь-декабрь. Мастер-классы, дискуссии, конференции сформированы по шести направлениям: музыка, литература, театр, визуальное искусство, кино и архитектура. В программе примут участие известные эксперты авангардного и медиаискусств. Среди них Рэмон Беллур (Франция), Джон Боулт (США) и Дмитрий Курляндский (Россия).



Источник: Ведомости. Пятница. 11.04.2014,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.