03.02.2006 | От копеечной свечи...
Крошка сын к отцу пришел…Или история о том, как отцовская любовь державу спасла
… и сказал: «Дай денег». Впрочем, в 15 лет Луи Рено вовсе не был крошкой, да и интересы у него были отнюдь не детские. Он уже давно уламывал отца, владельца крупной текстильной мануфактуры, купить ему двигатель внутреннего сгорания. И отец, после долгих препирательств, согласился, хотя и неохотно: еще бы, он планировал, что Луи, наравне с двумя своими старшими братьями, Фернаном и Марселем, станет достойным помощником отца в галантерейном бизнесе, а непутевое чадо вместо этого тратило все свое время на изучение малопонятных чертежей, походы на железнодорожные станции для ознакомления с устройством паровоза и прочие глупости, которые были бы под стать сыну рабочего, а не богатого буржуа.
Но родительская любовь победила – Луи заставил родителя раскошелиться. Весь 1892 год Рено-младший провел, копаясь в подержанном моторе «Панар» мощностью всего 0,75 л.с. Впрочем, ради этого Луи пришлось дать семье очень серьезное обещание – поступить в самое престижное техническое учебное заведение Франции – Эколь Нормаль. Слово он сдержал, но не проучился там и года.
Его, в будущем одного из самых крупных промышленников в мире, отчислили за банальную академическую неуспеваемость. На этот счет он впоследствии не очень комплексовал, ведь подобная мелкая неприятность была ничем по сравнению с его конструкторскими достижениями. В конце концов, Эйнштейна выгнали из гимназии за умственную неполноценность…
После отчисления Рено попал в армию, где два года мучался бездельем – французская армия образца 1898 года еще не была достаточно механизирована, чтобы хоть чем-то его увлечь. «Дембельнувшись», Луи вернулся в свою мастерскую, оборудованную в маленьком сарайчике в родовом поместье в Бийянкуре, чтобы продолжить прерванные эксперименты в области механики. С тех пор (если быть точным, с 1 октября 1898) началась история автомобильного гиганта «Рено». Луи изобрел и запатентовал такие вещи, без которых нельзя представить себе современный автомобиль и которые знакомы каждому водителю: карданный вал, рулевое колесо, усилитель тормоза, складные задние сиденья, амортизаторы, выкручивающиеся свечи зажигания и многое, многое другое…
Его бизнес процветал, тысячи автомобилей сходили с конвейера его завода, но неожиданно началась Первая мировая Война. 5 сентября 1914 года немецкие дивизии подошли к Парижу. Немедленному штурму препятствовала лишь небольшая речка Марна. Французы сдерживали наступление изо всех сил, но резервов катастрофически не хватало – гигантская мясорубка войны перемалывала войска быстрее, чем успевали доставлять подкрепления.
И тут губернатору Парижа Гильома пришла в голову блестящая идея – мобилизовать для доставки войск на поле боя полторы тысячи парижских такси. Этот замысел немедленно осуществили, и уже 12 сентября французы выиграли Битву на Марне, вошедшую в историю как одна из крупнейших за всю историю человечества.
Все такси в Париже носили на капоте эмблему «Рено». Благодаря дешевизне и простой и надежной конструкции, основанной на изобретениях Луи, именно их предпочли владельцы парижских таксопарков. После этих событий Луи окрестили «спасителем Франции». Хотя неизвестно, была бы Франция спасена, не уговори юный Рено в далеком 1892 своего отца раскошелиться, ведь именно благосклонность и поощрение отцом сыновних увлечений позволила Луи Рено стать действительно выдающимся механиком.
Особенно же меня тронуло интервью режиссера Юрия Норштейна. Это чудесно, когда человек настолько равен себе. Среди самых важных слов Норштейн называет пространство, мироздание, мироощущение, возвышение.
Народ смотрел на Скопина как на богоданного спасителя от бедствий смуты. Взбалмошный Прокопий Ляпунов даже отправил к нему послов с предложением самому венчаться на царство, от чего Михаил Васильевич решительно отказался.