24.01.2006 | Архив "Итогов" / Общество
Споры о реституции продолжаютсяПослесловие для Стенгазеты
Текст: Григорий Козлов
С тех пор как была написана статья, Закон о реституции был принят Государственной Думой, несмотря на вето президента Ельцина, который в конце концов был вынужден его подписать.
Но даже этот закон, который Германия, не считает справедливым и соответствующим международному праву, в России не выполняется.
Точнее выполняется только в той части, которая запрещает возвращать культурные трофеи, конфискованные советскими оккупационными властями из государственных учреждений Германии.
Те положения, где сказано, что собственность общественных организаций, церкви, а так же жертв нацизма должна быть возвращена бывшим владельцам, фактически саботируются.
Государственной Думой было сорвано возвращение так называемой Балдинской коллекции рисунков, которая принадлежит не государственному музею, а общественной организации - Бременскому обществу любителей искусства. Безрезультатными остаются попытки семьи герцога Анхальтского, арестованного Гестапо, а потом попавшего в руки НКВД и умершего в советском лагере, получить назад коллекцию фамильного серебра. Не могут ничего добиться в российском суде наследники венгерских евреев, ограбленных сначала нацистами, а потом Красной армией.
Одно из немногих исключений – возвращение витражей церкви Мариенкирхе во Франкфурте на Одере. Кроме того в Германию вернулся 101 рисунок все того же Бременского общества любителей искусств. Правда, церковь и в России в деле реституции на особом положении, а возвращение рисунков российская сторона все равно уже не могла контролировать: в 1993 году они были переданы в немецкое посольство в Москве русским солдатом, который в 45 вывез их из Германии.
Семь лет листы Дюрера, Ватто и других мастеров были «заложниками» в реституционной войне и были «выпущены на волю» Владимиром Путиным в самом начале его президентсва, когда он налаживал отношения со своим теперешним другом Герхардом Шредером, бывшим тогда канцлером ФРГ.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»